О чём пел Пётр Мамонов: смысл лучших песен группы «Звуки Му»
Содержание
Рок-музыка в 80-е годы превратилась во всеобщую «заразу» в хорошем смысле этого слова. В СССР не было ни одного человека, который бы хоть раз не решился послушать исполнителя, играющего в жанре русский рок. Острая потребность советского человека в самоидентификации вызывала необходимость пересмотра культурных ценностей, поэтому в русском роке проявился именно тот «голод» по свободе, которого все так ждали после падения цензуры.
Одной из групп, которые исполняли, что называется «песни с глубоким смыслом», и пользовались всеми возможными преимуществами свободного общества, были «Звуки Му», уникальный проект на советском и постсоветском рок-пространстве. Как говорил мэтр русского рока, фронтмен группы «Аквариум», музыканты, которые играли русский рок, относились к поколению дворников и сторожей.

Пётр Мамонов, лидер группы «Звуки Му», был одним из таких. Он с детства любил пошалить: «устраивал цирк» на уроках, за что его отчислили, играл в дворовом ансамбле и отличался взбалмошным характером. Что из этого всего получилось? В статье – о том, как Мамонов выражал «творческо-бытовое Я» в своих песнях.
«Консервный нож»
В 1990 году «Звуки Му» пережили свой первый распад. Пётр Мамонов увлекся очередными творческими экспериментами, и на этот раз компаньоном стал его брат Алексей Бортничук. Вместе с ним он основал группу «Мамонов и Алексей», которая играла арт-рок и пост-панк.

Этот музыкальный проект ознаменовал переходный период в творчестве Мамонова, и в нём наиболее ярко отразилась любовь этого музыканта к поиску новаторства в музыке. Выпустив один альбом в 1992 году, они прекратили существование и вернулись в «Звуки Му». Однако нельзя не отметить, что в тот год самым известным хитом Мамонова была песня со странным названием «Консервный нож».
Композиция «Консервный нож» выполнена в духе примитивизма, однако носит в себе довольно интересный скрытый смысл. Как утверждают поклонники группы, в творчестве Мамонова каждый замечает что-то новое и личное для себя.
В частности, песню «Консервный нож» отождествляют с состоянием уныния и сравнивают Колю, о котором поёт Мамонов, с человеком, который находится в отчаянии и не может привести в порядок своё душевное состояние. Другие поклонники отмечают, что «песня про Колю» – попытка человека понять себя, оставить след в истории, сделать так, чтобы его запомнили, но при этом довольно простыми методами.

«Выбита дверь
Свет не горит
Возьми мой консервный нож вырежи букву Я
Возьму твой консервный нож вырежу букву Я», – пел Пётр Мамонов.
Интересно также, что жена Петра Ольга считает «Консервный нож» одной из самых близких для неё песен. В интервью журналу «Огонёк» она призналась, что эта песня про неё и совместную жизнь с Мамоновым.
«Серый голубь»
Песня «Серый голубь» с дебютного альбома «Звуки Му» не оставит равнодушным любого слушателя русского рока. На первый взгляд кажется, что эта композиция, открывающая пластинку «Простые вещи» рассказывает о чём-то бессмысленном.
Но если вдуматься и поразмышлять, то можно следующим образом интерпретировать «Серого голубя»: эта энергичная песня умело умещает в образ птицы метафору о человеке. Мамонов поёт о том, что все люди в каком-то смысле никчёмные и жалкие, однако у каждого есть какая-то особенная суперспособность.
«Я серый голубь.
Я самый плохой, я хуже тебя,
Я самый ненужный, я гадость, я дрянь,
Зато я умею летать!!!», – гласят строчки песни.
«Люляки-баб»
Следующая композиция, о которой необходимо сказать, иронично называется «Люляки-баб». Эта песня, по замечаниям биографа «Звуки Му» Сергея Гурьева, была посвящена музе Мамонова – Ольге Гороховой по кличке «Мозги». Она в какой-то период его жизни стала главным вдохновителем поэта Мамонова.
В песне «Люляки-баб» фронтмен группы, скорее всего, воспевает женскую красоту. В принципе можно сказать, что эта композиция посвящена именно женщине. А описание её довольно забавно: Мамонов сравнивает аппетитный люля-кебаб с женскими формами.
«У каждой бабы есть свои люляки.
И если ты не любишь темноты,
Смотри на женщин с жадностью собаки.
И уверяю я увидишь ты,
Эти люляки-баб…», – сочинил Мамонов.
«Источник заразы»
Последняя песня, которую хотелось бы отметить, тоже посвящена женщине. В русском роке было немало композиций, которые так или иначе были написаны под вдохновением от какой-либо музы. Однако с Петром Мамоновым конкурировать было невозможно. Он заключал в оболочку невероятные образы женщин, сравнивал их с несравнимыми вещами, и всему виной его уникальное внеземное мышление.
По легенде, которая распространилась среди фанатов лидера группы «Звуки Му», данная композиция отсылает всё к той же художнице Ольге Гороховой, с которой у Мамонова были непродолжительные отношения. Её певец ласково называл «Муха». Вот и в этой песне он поёт о том, что муза для него – никакой не источник заразы. Заразу разносит тот, кто нечестен и пытается доказать иное. Цинично и бойко, всё в стиле Петра Мамонова.
«Муха моя как пряник –
Толстая и блестит.
Муха моя как пряник
Имеет опрятный вид!», – поётся в песне.