Дата публикации:

Категория:

One+One / Sympathy for the Devil (1968) фильм о роке Жан-Люк Годара

Познакомьтесь с «Sympathy for the Devil» - одним из самых разочаровывающих и увлекательных рок-фильмов за всю историю кинематографа.

Фильм «One+One / Sympathy for the Devil»

Наполненные тишиной вступительные титры заканчиваются, и мы немедленно переносимся на легендарную лондонскую звукозаписывающую студию «Olympic Studios». На дворе июнь 1968 года, и Rolling Stones создают новый трек, который впоследствии станет легендарным, войдет в седьмой студийный альбом группы «Beggars Banquet». Все участники облачены в яркую, слегка фриковатую одежду: пестрые брюки, розовые сапоги, сумасшедшие рубашки. Однако собрались вместе они вовсе не для того, чтобы эпатировать публику.

Они меняют шоу-бизнес…

Жан-Люк Годар готовится к съемкам вместе с группой. Фото: Кейстоун Фьючерс
Жан-Люк Годар готовится к съемкам вместе с группой. Фото: Кейстоун Фьючерс

Здесь нет клишировано застенчивого позирования, скрытой игры на камеру – вообще никаких признаков, что группа знает о том, что её снимают. Все участники – Мик Джаггер, Брайан Джонс и Кит Ричардс, полностью сконцентрированы на своем музыкальном детище, не замечают внешних раздражителей. Раздаются три первых акустических аккорда, и, мы, зрители, становимся свидетелями того, как зарождается будущий хит. «Please let me introduce myself», — тихо напевает Мик, — «I’m a man of wealth and taste…».

Да – это та самая песня! Мы видим Rolling Stones в, возможно, самый важный и ответственный момент их первого десятилетия, когда они только готовятся выйти из года, наполненного наркотиками, сложными отношениями и психоделическими треками. Более того! Мы становимся свидетелями одного из самых знаковых событий в музыкальном мире – создания композиции «Sympathy for the Devil». Этой песне суждено стать главной в творчестве Rolling Stones, вознести их на рок-н-рольный пьедестал, определяя «темную» репутацию.

Лохматые джентльмены, которые предстают перед нами, — вовсе не рок-боги, фонтанирующие гениальностью, а трудолюбивые музыканты, собирающиеся вместе и оттачивающие собственные навыки методом проб и ошибок, стремящиеся отыскать магию и вдохновение в повседневности.

Rolling Stones в Гайд Парке
Rolling Stones в Гайд Парке

Зарождение песни в хаосе…

Когда Кит начинает наигрывать на своей Les Paul «Black Beauty», его пальцы неожиданно находят то, что впоследствии ляжет в основу гитарного соло для «Sympathy». На его лице можно различить неподдельный восторг – вот она, музыкальная фишка, которую он искал так долго.

И для поклонников Rolling Stones это чистый кайф – видеть и слышать, как их кумир создает легендарную мгновенно узнаваемую мелодию.

Мик Джаггер в лондонской студии звукозаписи во время съемок «Симпатии к дьяволу» Жан-Люка Годара
Мик Джаггер в лондонской студии звукозаписи во время съемок «Симпатии к дьяволу» Жан-Люка Годара

Затем, задолго до того, как начнут проходить мурашки, вызванные этим моментом, действие фильма сменит локацию – из комфортабельной студии мы переносимся на мало привлекательную лондонскую свалку. Здесь революционеры, приверженцы партии Черных Пантер, читают вслух работы Элдриджа Кливера и Амири Барака, готовясь к расправе над тремя плененными белыми женщинами.

Познакомьтесь с «Sympathy for the Devil» — одним из самых разочаровывающих и увлекательных рок-фильмов за всю историю кинематографа. В течение последующих полутора часов вам предстоит увидеть интимные кадры творческого процесс Rolling Stones, а также хаотичные постановки Жана-Люка Годара, запечатлевающие революции, разрушительные забастовки и митинги. В одно мгновение мы наблюдаем, как Чарли Уоттс прыгает в паз к своей барабанной установке, а уже в следующей сцене пред нами предстает Анна Вяземская – популярная актриса и жена Годара, оставляющая росписи в духе «Фрейдемократия» и «Синемакс» на стенах зданий и машинах. Вы видите группу в окружении их близких друзей (в том числе Аниты Палленберг и Марианны Фейтфул), собирающуюся вокруг микрофона для записи бессмертного трека «Hoo Hoo!», а спустя пару секунд действие картины переносится в небольшой порнографический книжный магазин, где маленькие дети хлопают белым революционерам, пока его владелец читает вслух «Майн Кампф».

Таким образом, «Sympathy for the Devil» — это не просто документальная лента о творчестве Rolling Stones. Это острый социальный проект, построенный на контрастах и противоречиях.

Жан-Люк Годар (справа) направляет Брайана Джонса из «Роллинг Стоунз» во время съемок документального фильма «Симпатия к дьяволу» (он же «Один плюс один»)
Жан-Люк Годар (справа) направляет Брайана Джонса из «Роллинг Стоунз» во время съемок документального фильма «Симпатия к дьяволу» (он же «Один плюс один»)

«Я просто хотел показать что-то в конструкции», — позднее признавался Годар в интервью для «Rolling Stone» в 1969 году. «Показать, что демократия, какой бы она ни была, очень конструктивна. Не разрушить какие-то устоявшие правила, конечно, а просто сказать, что мы против войны, хотя и не делаем ничего существенного для мира и спокойствия».

Отзывы и критика

Фильм был довольно холодно встречен критиками, получил смешанные отзывы. Его часто называли вопиющим и чересчур претенциозным, ссылаясь на цитаты Тома Вулфа о «радикальном шике» — романтизации революционных движений среди молодых людей, мотивированных скорее модой, чем реальными политическими или общественными убеждениями. Несмотря на это переиздание «Sympathy for the Devil», показало, что драматическая сторона ленты по-прежнему актуальна, имеет галлюцинаторное очарование упоминаемого исторического периода.

One+One / Sympathy for the Devil (1968 film)
One+One / Sympathy for the Devil (1968 film)

«До недавнего времени я не видел его на большом экране», — признался Тони Ричмонд, оператор «Sympathy for the Devil», который контролировал процессы цветокоррекции восстанавливаемой ленты. «И я должен сказать, что это фантастика! Думаю, это первый и единственный раз, когда удастся увидеть Rolling Stones в работе. Этот фильм действительно показывает, как они пишут музыку!».

Съёмки фильма и написание музыки

Удивительно наблюдать за тем, как песня эволюционирует от «говорящего» блюза до огненной классики латинского рока. Но еще более увлекательно следить за той сумасшедшей энергетикой и динамикой, которая царит между участниками Rolling Stones в студии. Кит, подобно почтенному пирату, весело и задорно поглощает энергию комнаты, преобразуя её в фанковые, «колючие» гитарные партии. Мик, отличающийся капризностью и нетерпеливостью, раздражается от неспособности Чарли вовремя включиться в ударное вступление. И вопреки бытующим обвинениям, что к моменту записи «Beggars Banquet» Брайан успел стать призрачной оболочкой самого себя, он выглядит довольно вовлеченным в процесс создания «Sympathy».

«Находясь в тот момент в студии, я мог честно сказать – между ними не было никаких разногласий!» — позднее утверждал Ричмонд, работавший с Rolling Stones на съемках «Jumping Jack Flash» и «Child of the Moon». «Все они казались довольно счастливыми и дружелюбными по отношению друг к другу. Вы можете видеть это и в фильме – Брайан и Кит делятся сигаретами, бросают друг другу зажигалки, совсем как приятели… Если и было хоть малейшее напряжение, то только тогда, когда они работали с барабанами. Мик немного расстраивался из-за Чарли, но на этом все. То есть, это было что-то в духе: «Ну, давай же, Чарли!». И даже это трудно было назвать настоящей напряженностью. Они просто… пытались записать трек».

The Rolling Stones записывают хит «Симпатия к дьяволу»
The Rolling Stones записывают хит «Симпатия к дьяволу»

Годар, пионер французской новой волны, изначально хотел создавать киноисторию о роке и революции, разворачивающуюся вокруг The Beatles – самой масштабной и влиятельной в то время группы. Но когда легендарная «ливерпульская четверка» отказалась от съемок, он адресовал предложение Rolling Stones. И, если быть честными, их образ больше походил под режиссерскую задумку. Так, Мик Джаггер неоднократно подвергался преследованиям со стороны британской полиции. Он участвовал в маршах и демонстрациях против Вьетнамской войны, черпал вдохновение для своих будущих песен в революционных бунтах и движениях.

Ричмонд вспоминал, что самым сложным в съемках было предсказание того, когда Rolling Stones действительно появятся на студии.

«Мы добирались туда около шести-семи часов вечера, но группа могла прийти в любое время. Порой они заявлялись ближе к полуночи, знаете, что это означало? Что репетиция продлится всю ночь! Единственное, чем мы руководили – это расположением музыкантов. Мы обозначали позиции Мика, Кита, Брайана и Чарли, выстраивали свет, и на этом – все. Беспокоить их между дублями категорически запрещалось» — позднее вспоминал он.

«Как только ребята приезжали на студию, они сразу же включались в работу, а мы начинали снимать. Мы были очень тихими, всегда оставались на заднем плане. Никто никогда не потревожил и не побеспокоил их. Мы были словно невидимки, и это было потрясающе!».

По словам Ричмонда, гораздо сложнее было снимать сцены вне репетиционного процесса. Свободная работа без детального плана и сценария проходила в партизанском стиле – без предупреждений и без разрешений.

«У нас действительно не было никакого сценария. И это сводило всех с ума!» — с улыбкой поностальгировал Ричмонд. «У нас было четыре или пять дней в Лондоне, чтобы отснять уличный материал. Я тогда вооружился маленькой ручной камерой. Вместе с Годаром и его женой мы садились в машину, и шофер просто возил нас по округе, пока Жан-Люк не выкрикивал: «Стоп!». Я выходил, становился на колени и снимал, как выбежавшая за мной Анна начинает размалевывать стены. У нас не было никаких разрешений, а краска в её руках была настоящей! Даже не знаю, почему нас не арестовали…».

Все больше разочаровывавшиеся в импровизационном подходе Годара, а также его отказе говорить на английском языке продюсеры проекта – Майкл Пирс и Иэн Карьер, в конечном счете лишили режиссера права голоса. Они переименовали картину, чем окончательно взбесили его.

Наступила осень, на которую и была запланирована премьера «Sympathy for the Devil».

Картина должна была демонстрироваться в рамках лондонского кинофестиваля

В день показа Годар отправился в театр, где устроил грандиозный скандал. Он выкрикивал разнообразные угрозы, обещая устроить собственную демонстрацию «безжалостно порезанной» ленты «One Plus One». Годар требовал, чтобы зрители вернули свои билеты и отправились смотреть фильм вместе с ним на близлежащую стоянку. Режиссеру все-таки удалось найти двадцать идейных единомышленников, однако начавшийся дождь нарушил его планы.

«Я был очень разочарован группой», — пожаловался Годар корреспонденту «Rolling Stone» в интервью 1969 года. «Они даже не сказали, что это была некорректная идея — добавить завершенную версию своей песни в конец фильма. Я написал им, но они ничего не сказали. Было очень несправедливо с их стороны!».

Эта наполовину документальная картина остается довольно важной работой. Несмотря на все недостатки и проблемы, фильм обладает огромной ценностью хотя бы потому, что он запечатлевает последние моменты, когда эпоха Rolling Stone еще была связана с Брайаном Джонсом.

Если вы когда-нибудь мечтали отправиться в прошлое, чтобы поприсутствовать на репетиции Rolling Stone в их легендарном составе, то «Sympathy for the Devil» — ваш прямой билет в 1968 год.

Легендарные песни с не менее легендарной историей…

Подборка широко известных песен с интересной историей! Эти композиции знает каждый, — несмотря на их солидный возраст, они прекрасно известны даже современным меломанам! И если...

Kawaii (2020) – Tatarka

TATARKA – KAWAII (2020) 30 октября 2020 года певица под псевдонимом Татарка (TATARKA) выпустила новый клип под названием «Kawaii», что переводится с японского как «милый»....

Дебби Харри (Debbie Harry): Интересные факты о певице (Blondie)

10 фактов о несравненной «Blondie», которые мало кто знает... Дебора («Дебби») Харри — американская певица и актриса, автор песен, но все её знают именно как...

Похожие статьи

Фредди Меркьюри и Элтон Джон – Дружба на век (Freddie Mercury and Elton John friendship)

Союз, заключённый на небесах: О преданной дружбе Фредди Меркьюри и Элтона Джона... И по сей день Фредди Меркьюри и Элтон Джон остаются двумя величайшими иконами...

Say So (2020) – Doja Cat – Всё о песне…

Say So: Вирусный хит исполнителя Doja Cat! «Say So» — песня американской певицы Doja Cat. Сингл стал пятым со второго студийного альбома Hot Pink (2019)....

Tame Impala — Why Won’t They Talk To Me? (2020)

Tame Impala – Why Won’t They Talk To Me? (2020) 23 октября 2020 года Кевин Паркер записал live версию композиции 2012 года «Why Won’t They...

Принцесса Диана и Фредди Меркьюри – Невероятная дружба и веселье…

История дружбы принцессы Дианы и Фредди Меркьюри: Ночной побег из дворца, веселье в Royal Vauxhall Tavern... Эта удивительная история случилась, когда оба наших героя, казалось,...

Великие концертные альбомы 1968–1972 годов, изменившие историю…

9 концертных альбомов 1968–1972 годов, которые изменили историю... Концертный альбом... Что это? В чём его уникальность, ценность? Почему живые записи 70-х — 80-х годов сегодня...

Kukushka (2020) – Youra & Nekiy Niko

Youra & Nekiy Niko: Клип на трек Kukushka (2020) Девятого октября 2020 года на YouTube-канале «Слушай сюда!» был опубликован клип «Kukushka». За несколько недель ролик...

Loverboy (1981) – Working for the Weekend – Всё о песне…

Working for the Weekend группы Loverboy: История одной песни... «Working for the Weekend» — композиция канадской рок-группы Loverboy, выпущенная в 1981 году в рамках второго...

Дария «Нуки» Ставрович – Всё о музыканте…

Биография Дарии Ставрович – вокалистки «Слот», участницы проекта «Голос»... Дария Ставрович — популярная российская певица, автор песен и композитор, более известная в жанре рок. Бешеная...

Великие концертные альбомы 1978–1985 годов, изменившие историю…

8 концертных альбомов 1978–1985 годов, которые изменили историю... Если рассвет 70-х ознаменовался началом популярности концертных альбомов благодаря таким рок-мэтрам, как Cream, The Who, Rolling Stones...