«Аукцыон» —«Вернись в Сорренто» (1986): альбом, который издали через десять лет
Содержание
«АукцЫон» – питерская рок-группа, являющаяся одним из самых необычайных и оригинальных музыкальных коллективов в нашей стране. По заведённой в прошлом столетии традиции каждое появление музыкантов на сцене – это яркое и шумное шоу, превращающееся в рок-н-ролльный праздник непослушания.

Создание группы
История создания коллектива берёт начало в 70-х годах: будучи ещё подростком, Леонид Фёдоров создал школьный ансамбль из своих приятелей (изначально ребят было трое). Они выступали на дискотеках и школьных вечерах сначала под названием «Параграф», затем переименовались в «Фаэтон».
Состав группы также не отличался постоянством, и вскоре к молодым музыкантам присоединились Олег Гаркуша и Дмитрий Озерский, которые в дальнейшем сыграли важную роль в развитии музыкального коллектива. Интересно, что Озерский до того, как познакомился с Фёдоровым, не играл ни на каких инструментах, а только писал стихи. Ради того, чтоб попасть в состав, он научился играть на клавишах, а позже и на трубе.
Олег Гаркуша познакомил коллег по творчеству с известной рок-группой «Аквариум». По совету участника группы Михаила Файнштейна, коллектив стал кандидатом на вступление в рок-клуб, который открылся в Ленинграде весной 1981 года. К этому времени участники опять изменили название, для удобства взяв первое слово из словаря – «Аукцион».
Узнаваемая буква «Ы» появилась в названии группы немного позднее. В конце 80-х коллектив гастролировал по стране. Во время прогулки один из музыкантов, барабанщик Борис Шавейников, увидел афишу с названиями рок-групп. В ту же минуту он подошёл к ней и добавил к списку «АукцЫон», будучи абсолютно убеждён, что это слово как слышится, так и пишется.
По воспоминаниям участников, их прослушивание в рок-клубе, состоявшееся осенью 1983 года, было крайне неудачным. Тем не менее комиссию творчество группы впечатлило, и музыканты получили членство в клубе.

К сожалению, из-за частых смен состава и постоянно возникающих внутренних конфликтов в группе наступил довольно продолжительный творческий перерыв. В начале 1985 года состав группы стабилизировался, и после двухлетнего перерыва музыканты вновь приступили к активным репетициям. Для восстановления в рок-клубе группе снова пришлось пройти прослушивание. За время простоя отношение к творчеству коллектива изменилось: их новые тексты стали восприниматься в клубе как безграмотные и безыдейные.
После выступления комиссия вынесла решение о срочной замене солиста, так как Леонид Фёдоров имел проблемы с дикцией – он сильно картавил. Озерский пригласил на прослушивание знакомого парня из института, Сергея Рогожина, которого группа представила комиссии как нового вокалиста. Для исполнения на сцене Рогожин экспромтом выбрал из своего репертуара рок-балладу из репертуара группы «Пирамеш», услышанную им в детстве и разученную в вузе. Блистательное исполнение песни на венгерском языке покорило и комиссию, и самих музыкантов: молодой талант был одобрен, и группа во второй раз стала членом клуба. Весной 1986 года коллектив успешно выступил на IV Ленинградском фестивале и стал его главным открытием. Зрители были покорены потрясающим природным тенором солиста группы, удостоенного призом за лучшее исполнение песни.

Запись дебютного альбома
После вступления в рок-клуб началась запись первого альбома «Вернись в Сорренто». Название взято из одноимённой итальянской песни начала XX века, которая получила широкую известность и исполняется на многих языках мира. Материалы для альбома готовились в очень короткий срок – за несколько месяцев. Брали готовый текст или чью-либо случайную фразу и на них накладывали музыку. К примеру, брошенная однажды реплика Олега Гаркуши «он идёт к своей волчице» удачно использовалась Дмитрием Озерским при написании слов к песне «Волчица». Текст композиции «Рабочее утро» был взят из материала, обнаруженного одним из членом коллектива в обычной газете. По словам Фёдорова, поэзия была неважна, главное, чтобы текст был простой и чтобы пелся. Во время работы над альбомом в коллективе было два вокалиста: Сергей Рогожин и Леонид Фёдоров.
Песня «Деньги – это бумага» оказала огромное влияние на творческую деятельность Олега Гаркуши. Дело в том, что изначально в группе он исполнял разные функции: от написания текстов песен до работы грузчиком. Однажды Фёдоров попросил его исполнить свои стихи перед микрофоном. Выступление настолько поразило лидера группы, что он в буквальном смысле открыл рот и предложил: «Оставайся». Во время выступлений, исполняя песню «Деньги – это бумага» Олег ходил по сцене с рулоном туалетной бумаги, раскручивая его.
Познакомившись с Андреем Тропилло, владельцем неофициальной в то время звукозаписывающей студии, участники группы планировали записать первый альбом у него. В то время Тропилло записывались альбомы такие мощные рок-группы, как «Аквариум», «Кино», «Алиса», «Машина времени», и на творчество молодых исполнителей не обратили должного внимания. Музыканты были вынуждены приступить к самостоятельной работе.
Сначала они записывали музыку на два магнитофона, потом пытались наложить записи одна на другую. Вскоре группе удалось воспользоваться четырёхканальной портастудией, предложенной новым участником группы – Кириллом Миллером, ставшим создателем уникального имиджа группы, а также автором обложек их первых альбомов. Никто из участников группы, записывая музыкальный материал, не представлял конечный результат, музыканты хотели только выпустить альбом, в котором были представлены их лучшие песни. О профессиональной записи звука не могло быть и речи, работали (как они позже признавались) «так, как могли и как было возможно». Альбом «Вернись в Соренто» в течение долгого времени распространялся самиздатом и официально не издавался вплоть до 1997 года.
Возвращение
Спустя годы в центре Стаса Намина состоялся выпуск сборника известных песен группы, а в 1997 году благодаря лейблу «Manchester Files» и компании «Бомба–Питер» увидел свет дебютный альбом «АукцЫона».
Ещё одно переиздание альбома «Вернись в Сорренто» пришлось на 2014 год. Лейблу «Геометрия» удалось выпустить целый комплект музыкально-исторического материала, состоящий из винила и трёх дисков. Для воссоздания дизайна альбома издатели обратились за помощью к художнику-оформителю группы того периода Кириллу Миллеру.

Помимо официальной версии была предложена альтернативная запись альбома. Во второй CD издания вошли иные варианты восьми из девяти треков альбома, обнаруженные во время поиска оригинальных фонограмм. Над качеством записей работал известный музыкальный реставратор Евгений Галеев. Материал диска содержит бонус – интервью экс-солиста группы Сергея Рогожина, посвящённое 20-летнему юбилею культовой группы. На DVD-диске размещены архивные съёмки музыкантов раннего периода творчества, четыре видеоролика, снятых в 1986–1987 годы разными телеканалами. Исторический обзор завершает клип «Книга учёта жизни», смонтированный из эпизодов художественного фильма «Взломщик», в съёмках которого музыканты принимали участие в 1987 году. Большим подарком для фанатов является размещение на диске съёмки юбилейного концерта группы «АукцЫон», состоявшегося 5 октября 2013 года, на сцене «Arena Moscow».