История гастролей «британских королей регги» UB40 в Советском Союзе
Содержание
В далёком 1986 году произошло событие громкое и практически немыслимое для Советского Союза: за железный занавес прорвалась британская регги-группа! UB40 включили в своё обширное турне Москву и Ленинград, и многие люди до сих пор удивлены, как западному коллективу удалось добиться разрешения на выступления.
Это сегодня концерты в России на любой «вкус и цвет», что говорится. А тогда визит западного артиста был сопоставим с событием мирового масштаба! И сосчитать эти поистине легендарные моменты можно было по пальцам. Но приезд UB40 был особенным – как минимум потому что группа была современной и анархистской! Однако как и следовало ожидать – выступления не прошли «гладко».
Мощный реггей в СССР

UB40 – первые «белые короли реггей», которым, к тому же, удалось посетить СССР. Прогрессивная группа не была дико популярна, но её приезда ждала чуть ли не вся страна! Скорее – из любопытства. Визит западного молодого коллектива быстро стал сенсацией. Бэнд из Бирмингема был интересен тем, все его участники – в прошлом безработные, а тексты – с резким протестом и критикой политики Маргарет Тэтчер: в песнях смело затрагивались такие актуальные темы, как безработица, зависимости, общественные недовольства и напряжения в целом.
«Мы изначально сами не были уверены в том, что концерты состоятся…»
Нонсенсом было и то, что впервые в истории зарубежные звёзды привезли с собой всю аппаратуру, которая заняла аж три грузовика! Расходы были велики, но группа надеялась окупить их выпуском живого альбома и концертного фильма.
До СССР реггей-команда отыграла успешный тур по США, и вот – от американской мечты прилетела к железному занавесу, который ловко перепрыгнула! Коллектив исполнил мощный заводной ямайский саунд, чем безумно вдохновил советскую молодёжь! Даже не понимая слов, многие ушли с концерта под колоссальным впечатлением… Необычайная революционная энергия царила в воздухе.
Сегодня, пересматривая плёнки тех лет, вокалист и основатель Али Кэмпбелл испытывает некую иронию. Тогда мало кто что-то понимал, но сегодня это очевидно: практически всё, что говорили участники залу, переводилось «иначе». К примеру:
«Я сказал: «Удивительно, как такая огромная и сильная страна, как ваша, боится пары человек, просто здорово проводящих время!». Вместо этого мои слова перевели как: «В этой великой стране мы приятно проводим время». На другом концерте мой брат Робин сказал: «Вы можете танцевать!». Это было переведено как: «Концерт не начнётся, пока все не займут свои места». Таких примеров масса…»
Запрет на танцы

Но своеобразный перевод – это только полбеды. Что больше всего волновало Кэмпбелла, так это запрет на танцы. Вокалист UB40 буквально был в ярости! Его ужасно злили «люди с красными повязками и рацией», которые чуть ли не силой заставляли зрителей «спокойно находиться на своих местах».
«Это портило всё! Мы по несколько часов убеждали дружинников, что танцевать на наших концертах – это нормально, и никакого криминала в этом нет».
Когда участники призывали зрителей «встать и подвигаться», их слова переводили как «просим всех оставаться на своих местах и соблюдать порядок». От этого последние концерты UB40 проходили под большим напряжением:
«Я лично наблюдал, как солдаты танцевали под нашу музыку – им было весело, на лицах светились улыбки! А потом к ним подбежал офицер и в грубом тоне накричал…»
Во время очередного концерта Кэмпбелл не выдержал и буквально взорвался! Он остановил шоу, указал пальцем на дружинников и закричал: «Эй, вы! Хватит запрещать людям танцевать!»

Впоследствии один американский дипломат рассказывал:
«Многие советские люди были возмущены! Они говорили: «Во всех странах люди ходят на концерты и танцуют. Так почему мы не имеем на это право?!»
В качестве причины подобного запрета называли правила безопасности, но они мало кого волновали… Зрители хотели драйва!
Как UB40 удалось проникнуть за железный занавес и причём тут балет Большого театра

По сей день люди задаются вопросом: как этому заводному реггей коллективу удалось прорваться за железный занавес?! Свою важную роль в этом громком событии сыграла более свободная политика Горбачёва, а также рок-журналист Артемий Троицкий:
«Когда меня спросили, что я думаю об этой группе, я ответил: «Это очень хороший прогрессивный коллектив! Но его участники ленивы и безработны…»
Но UB40 были не просто прогрессивным, а поистине анархистским проектом. Многие думали, что после подобных «танцевальных волнений» ни одна западная группа уже не приедет в СССР. Но оказалось иначе – отныне двери в нашу страну были открыты!
https://youtu.be/HxY1hZyNcpM
Впоследствии Али Кэмпбелл вспоминал:
«Нас поменяли на балет Большого театра – это были гастроли по культурному обмену! Для нас это также стало культурным шоком…»
Участникам очень не понравилось, что людям запрещали танцевать и в полной мере наслаждаться шоу. Тем не менее, гастроли прошли на ура! Вскоре на «Мелодии» вышел альбом «Rat in the Kitchen», часть вырученных средств с продажи которого пошла в помощь пострадавшим от страшной чернобыльской аварии.