Троица Гайдая – западное вдохновение: прототипы и факты
Содержание
Трус, Балбес и Бывалый – кто не знаком с этой культовой комедийной троицей СССР? Трио актёров некогда было на пике славы – кумиры, которые веселили миллионы зрителей, и каждый с восторгом ждал новых фильмов с ними… Они стали олицетворением советской комедии, а также главными звёздами лучших проектов Гайдая. В какой-то момент троица утомилась друг от друга и «раскололась» – но широкая публика, включая молодое поколение, любит их по-прежнему.
Вот что интересно: на протяжении долгих десятилетий культовая троица обрастала ореолом слухов, догадок и даже уверенных утверждений – якобы вдохновлена она была западным прототипом! Правда ли это? Давайте узнаем!
Братья Маркс
Одна из гипотез возможного вдохновения касается Братьев Маркс – комедийных икон старого Голливуда, которые были американскими героями «абсурда»: на экране братья разыгрывали чудные сцены с метанием тортов, пощёчинами и неуклюжим флиртом. В общем – целый набор клише, которые свойственны кинокартинам «чёрно-белой эпохи». Вообще, братьев было 5, но именно трио смогло заработать наибольшие славу и признание. Ими был создан цепляющий образ эдаких плутов, мошенников – Чико, Харпо и Граучо.

Граучо был опытным руководителем банды, Харпо – жуликом по натуре, ну а Чико отличался глуповатым поведением. Немного напоминает троицу Гайдая, не находите? На экране братья разыгрывали комичные сцены и взаимодействовали друг с другом в основном с помощью репризов. В общем, никакой глубины в их образе не было – он был полностью построен на комедии и абсурде. И это то, к чему впоследствии придёт сам Гайдай в случае с нашей «народной троицей».

Ещё один фактор, намекающий на возможное вдохновение, это Иван Пырьев, который был большим поклонником братьев и хорошим товарищем и коллегой (а также куратором) Гайдая. Более чем уверены, что Пырьев не просто рассказывал, но и показывал Гайдаю свои любимые голливудские фильмы.
«Три балбеса»
Но даже Братья Маркс не кажутся таким сильным источником вдохновения, как эти ребята… А зовут их… да: «Три балбеса». Речь о трио американских артистов водевиля, которые прославились своим комедийным талантом. В США они были такими же популярными, как наша троица в СССР. Оно и неудивительно, учитывая, в скольких фильмах снялись «Балбесы»…

Их долгоиграющая карьера охватила более полувека и свыше 190 короткометражных фильмов Columbia Pictures! Однако – через троицу прошло в целом около шести актёров (то есть периодически состав менялся, но никогда не превышал трёх участников за раз). Так как они были на пике славы в жанре комедии, у них было много работы – настолько, что актёры работали практически без выходных. Артисты исполняли на экране различные комичные роли, от водопроводчиков до лифтёров, тем самым являя публике знакомые и доступные образы – однако в свойственной им абсурдной манере.
Увы, но работа не приносила актёрам достойный доход – несмотря на бешеную нагрузку, получали актёры очень мало, так как почти весь заработок уходил в карман студии. Для Columbia Pictures «Три балбеса» было чем-то вроде машины для заработка! Американцы обожали это трио, и сегодня фильмы с их участием считаются на Западе классикой своего жанра. Разумеется, знали о них и в СССР.

Только взгляните на фото выше: не напоминает никого? Как нам кажется – «Три балбеса» очень даже смахивает на гайдаевскую троицу! Кёрли Ховард (что в самом центре) – Бывалый (Евгений Моргунов), Мо Ховард (справа внизу) – вылитый Трус (Георгий Вицин), ну а последний, что слева, это Ларри Файн – он же имеет некие общие черты с Балбесом (Юрий Никулин). Пусть и не такие очевидные…
Опять же: все эти теории взяты не из воздуха – их активно обсуждают вот уже долгие десятилетия: и рядовые зрители, и поклонники, и критики, и даже сами коллеги Гайдая… В том, что Гайдай видел фильмы с американскими карикатурными трио, сомнений нет. Вообще, режиссёр неоднократно признавался в том, что является поклонником старой комедийной голливудской классики (Чарли Чаплин и всё в таком духе). А критики, включая отечественных, неоднократно подчёркивали, что Леонид Иович использует в своих киношедеврах фишки и приёмы западного кинематографа.
«Песня мошенника»
Ну и последняя на сегодня теория – и касается она американского мюзикла 1930-х годов. «Песня мошенника» – фильм, чьё действие, как ни странно, разворачивается в Российской империи, а именно на нашем Кавказе. По иронии – центром истории становится похищение невесты! И в этом фильме появляется троица, которая так напоминает нашу – только взгляните на фото.

Можно долго говорить про совпадения, однако здесь их слишком много. Скорее всего, как отмечают критики, Гайдай придумал свою троицу под вдохновением Запада, и, собственно, ничего плохого в этом нет – опять же, учитывая, что режиссёр сам признавался в любви к старой голливудской комедии. К тому же наши Трус, Балбес и Бывалый переплюнут всех! В своём роде это был гениальный образ, оказавший влияние на современный отечественный кинематограф. Вот только кто именно из упомянутых артистов оказал на Леонида Иовича столь сильное впечатление? Вопрос хороший…

А что об этом думаете вы? Делитесь собственным мнением в комментариях – быть может, мы упустили какую-то теорию из внимания? В общем, будет интересно почитать…