Момент, когда в Pink Floyd произошёл раскол
Содержание
Pink Floyd – одна из самых самобытных и уникальных групп классического рока. Творчество этого коллектива трудно охарактеризовать: это гораздо больше, чем психоделия или прог-рок. Это истинное искусство, объединяющее не только музыку и лирику, но и великую эстетику. Почти каждая обложка флойдовских альбомов считается шедевром, а турне коллектива всегда отличались помпезностью и изысканностью в плане декораций…
Пожалуй, большинство фанатов приведут в пример «The Dark Side of the Moon» как вершину творчества Pink Floyd. И действительно: этот альбом стал поворотным моментов в карьере группы, с классическими композициями, многомиллионным тиражом, культовой обложкой и глубоким лиризмом. Однако – именно с этой пластинки в группе начался раскол. И это факт, с которым согласны оба «заклятых врага» – и Дэвид Гилмор, и Роджер Уотерс.
«Скучаю по временам, когда группа была ещё группой» – Уотерс о своём любимом периоде Pink Floyd

«The Dark Side of the Moon» появился из идей Уотерса, которые он накидал для более раннего релиза группы, альбома «Meddle». Уже тогда Роджер начал размышлять о том, как современный мир способен вознести человека к Олимпу и сломать его в одночасье. Уотерс размышлял о том, как соблазны современного мира разрушают психику человека, находясь под влиянием от экс-коллеги Сида Барретта – гения, с котором Floyd начинали своё шествие, но который иссяк на полпути. История Сида очень печальная и запутанная, и дискутировать на эту тему можно очень долго. Мы же предлагаем вашему вниманию отрывок из интервью, где Уотерс рассказывает про свой любимый период группы, и о том, когда всё пошло наперекосяк.
Итак: именно идеи отчуждения и сумасшествия легли в основу «The Dark Side of the Moon» – одного из культовейших альбомов за всю историю рока. Эта пластинка была высоко оценена критиками и публикой, и стала гигантским прорывом в карьере Pink Floyd. Но вместе с этим она обернулась началом конца… Из интервью Роджера 1987 года:
«Иногда я скучаю по тем временам, когда группа была ещё группой. Когда мы все были одним целом: вместе решали что играть и что записывать, от чего отказаться и на что делать ставки, когда мы все соглашались об одном и том же. Трудно сказать с ходу, но после долгих размышлений на эту тему мне кажется, что всё пошло наперекосяк именно во время работы над «The Dark Side of the Moon». До этого альбома мы всё ещё были командой и друзьями. После – мы превратились в отчуждённых парней, которые просто входят в один состав – в парней с разными позициями, взглядами, убеждениями… Целостность была нарушена».
«Он полностью взял контроль в свои руки» – рассуждения Дэвида Гилмора
Дэвид Гилмор не сомневался, что «Тёмная сторона Луны» сработает. Он видел, как Floyd крутились в разных направлениях в то время, поскольку они отчаянно пытались найти что-то особенное: что-то своё, уникальное, отличное от первоначального автора песен и лидера группы Сида Барретта. Ничто не приживалось, пока Уотерс не обратился к ментальному состоянию человека во время работы над «Meddle». С этого момента была заложена основа для «The Dark Side of the Moon».
«Как только Роджер пришёл с идеей о том, как давление современной жизни может повлиять на ваше здравомыслие, я бы сказал, что оттуда она начала обретать форму «Тёмная сторона Луны».

Спустя какое-то время группа нащупала собственный стиль, который даже сегодня трудно поместить в рамки какого-то определённого жанра, и «Тёмная сторона Луны» принесла «Флойдам» новых поклонников по всему миру, славу и огромный тираж! А также направление, в котором музыканты теперь были уверены и двигались с уверенностью и энтузиазмом. Однако (из интервью Гилмора):
«Думаю, именно в тот момент мы перестали понимать друг друга. Мы как бы разделились, мы отказывались слушать друг друга. Уотерс полностью взял контроль в свои руки, он стал одержим своими идеями. Будучи главным великим лириком, он, возможно, даже не замечал, как поместил нас, остальных участников, на маленький островок, понимаете о чём я? Мы были ограничены в собственном выражении, так как его лирика должна была быть на первом месте. Он затмевал нас, нашу музыку, и, видимо, не замечал этого – или не хотел замечать. Были моменты, когда мы не так сильно концентрировались на музыкальной стороне, как должны были. Нас это не могло не раздражать. Так начался внутренний раскол…»
Последняя капля
Пожалуй, последней каплей для Pink Floyd стала работа над альбомом «The Final Cut» 1983 года. К моменту записи пластинки классический состав Pink Floyd постепенно распадался, а раскол на горизонте назревал всего через пару лет. Ни Уотерс, ни Гилмор никогда не решат эту проблему – по сей день между ними вражда. Но в кое-чём их взгляды по-прежнему схожи…
Обсуждая альбом «The Final Cut», и Уотерс, и Гилмор описывают его создание как «несчастное» время. К тому моменту раскол внутри коллектива достиг своей пиковой точки, и музыканты работали над пластинкой по-отдельности, стараясь лишний раз не пересекаться. Это был тупик… Как сказал об этом периоде Гилмор:
«Вот так всё и закончилось. Очень жаль. Даже Роджер говорит, что это было ужасное время – и он сам был тем, кто сделал этот период таким несчастным, по моему мнению».

В другом своём интервью Гилмор вспоминал рабочий процесс над альбомом:
«Были всевозможные споры по политическим вопросам, и я не разделял его политических взглядов. Но я никогда, никогда не хотел стоять на пути его выражения истории «The Final Cut». Я просто не думал, что какая-то музыка подходит для этого! Дошло до того, что я просто сказал: «Если вам нужен будет гитарист, позвоните мне, и я приеду и сделаю это. Желательно один».
В свою очередь Уотерс размышлял о том периоде так:
«Я был в довольно плачевном состоянии. К тому времени, когда мы прошли четверть пути к созданию «The Final Cut», я уже знал, что больше никогда не запишу ничего с Дэйвом или Ником…»
Что ж: всегда грустно наблюдать за тем, как распадается любимая группа – сначала это маленькие трещины, которые постепенно разрастаются, и их уже ничем не залатаешь. Тем не менее, Pink Floyd проделали огромную работу, и даже несмотря на внутренние распри сумели записать подлинные шедевры на века. И пусть их история завершилась не очень хорошо, их наследие всегда будет трудно переоценить.