История альбома «The Doors» (1967)
Содержание
«The Doors» – первый альбом американцев, объединившихся в одноимённую группу. Он был издан компанией «Elektra» в самом начале 1967-го. Признан самым лучшим альбомом группы, и вправду собрав ряд композиций, по праву считающихся шедеврами. На начальном выпуске пластинки – лейбл «Электры» с изображением бабочки. Дальнейшие переиздания альбома в этой студии с аналогичным номером каталога EKS-47007 в 1970-х выходили с ярлыками красного цвета.
Создание группы и рождение её имени
Группа была создана после внезапной встречи Джима Моррисона и Рэя на лос-анджелесском пляже Венеция летом 1965-го. Получив университетское образование, Моррисон жил как представитель «золотой молодёжи» и практически не покидал этот пляж. Манзарека он знал и раньше – они учились в школе кино Калифорнийского университета, и Моррисон признался бывшему сокурснику в том, что сочиняет песни.
«В моей голове как будто звучит музыка с нереального рок-концерта».
Манзареку стало любопытно, после чего Моррисон пропел ему «Moonlight Drive» (эта композиция станет основной в следующем альбоме группы). Потрясённый Манзарек вдохновил Моррисона на создание группы.

У него уже был схожий музыкальный опыт – в «Rick & the Ravens» – там играли два его брата – Рик и Джим. В коллектив вошёл барабанщик Джон Денсмор из «The Psychedelic Rangers» (Психоделические ястребы), которого Манзарек знал по обучающим медитативным тренингам, и позже в состав команды была принята басистка Пэт Салливан. В этом составе 2 сентября 1965-го они сделали в студии «World Pacific» пробную запись 6 композиций на ацетатной пластинке. Среди них оказались «Moonlight Drive», «My Eyes Have Seen You», «Hello, I Love You», «Go Insane» (впоследствии известна как «A Little Game» из сюиты «Celebration of the Lizard»), «End of the Night» и «Summer’s Almost Gone». Записывали только три часа, однако Моррисон был впечатлён собственным голосом в записи. Вышло всего пять экземпляров, и один из их числа, принадлежащих Моррисону, сохранён Манзареком. Долгое время запись ходила в бутлегах, а потом студия приняла решение внести её в CD «The Doors’ box set» в 1997-м.
Было множество попыток продвигать эту запись, но – безуспешных. Через какое-то время, разочарованные результатом, братья Манзарек – Рик и Джим – ушли из группы, предсказав ей скорую смерть. В новом составе оказался гитарист Робби Кригер из той же группы, что и Денсмор. И уже после того, как Манзарек клавишными Fender Rhodes начал исполнять и басовую партию, из группы ушла и Салливан.
Именно тогда группа начала называть себя «The Doors», что отсылало к роману Олдоса Хаксли «Двери восприятия» (1954). А уже сам автор позаимствовал его из строк англоязычного поэта и художника Уильяма Блейка. Идея – в том, что, когда «двери восприятия» чисты, то все объекты предстают перед сознанием в первозданной форме: в бесконечности.

Особенный звук и первая удача
Группа имела свой самобытный характер и оказалась довольно заметной в числе рок-групп: на концертных выступлениях у них не было бас-гитары. Манзарек исполнял басовые партии левой рукой на недавно созданном «Fender Rhodes Piano Bass» – модуле к электрическому пианино «Fender Rhodes», и при этом правой играл все прочие партии. Дебютный альбом записали без басиста несмотря на то, что впоследствии начали приглашать сторонних музыкантов. Ряд хитов «The Doors» оказался результатом совместного творчества. Моррисон или Кригер писали тексты и первоначальную мелодию, потом вносились коррективы после общего обсуждения, менялись ритмика и мелодия, а порой и отдельные фрагменты композиции: в частности, запомнился Манзарек с органной прелюдией к «Light My Fire».
К 1966-му группа стала окончательно «своей», популярной и признанной в ночном клубе «Whisky a Go Go» в западной части Голливуда, на бульваре Сансет. Он славился на всю Калифорнию: там периодически давали свои концерты «The Byrds», «Alice Cooper», «Buffalo Springfield» и «Love». Затем Фрэнк Заппа со своей «Mothers of Invention» заключили соглашение – именно после одного из таких клубных концертов. Этот известный клуб прославил Джимми Хендрикса и Отиса Реддинга, тут бывали англичане – «The Kinks», «The Who», «Cream», «Led Zeppelin», «Roxy Music» и «Oasis».

Здесь «The Doors» как раз и заметил глава студии «Elektra» Джак Хольцман, который посетил концерт по совету Артура Ли из группы «Love», сотрудничавшей со студией «Elektra». Вместе с продюсером «Elektra» Полом А. Ротшильдом он был приятно удивлён уровнем «The Doors», и уже 18 августа 1966-го был подписан контракт. Надо признать, для музыкантов это оказалось как нельзя более кстати: через пару суток произошло их скандальное увольнение из ночного клуба. Во время последнего концерта, пока играли длинную композицию «The End», Моррисон, под воздействием наркотиков, хрипло читал собственную версию всем знакомого греческого мифа об Эдипе, рассуждая о тонкостях знаменитого «эдипова комплекса», и потом громко и грязно выругался прямо на публике.
Рождение «The Doors»(1967)
Менее, чем через неделю, музыканты записывали в студии свою первую пластинку. Запись шла фактически вживую, некоторые композиции – буквально с начального дубля. Первая песня «Break on Through (To the Other Side)» и финальная – «The End» – изначально выпускались сокращённо – из цензурных соображений. В начальной композиции Моррисон бесконечно и монотонно произносил: «She gets high She gets high She gets high» (Что в переводе означает: «Она балдеет…»), а в финале последней песни альбома точно так же нудно и монотонно повторялось «fuck». В дальнейших изданиях эти моменты были точно воспроизведены, как и были задуманы. А раньше группе пришлось принять требования цензуры, хотя в известном телевизионном шоу с Эдом Салливаном музыканты всё же исполнили «Girl we couldn’t get much higher».

«Alabama Song» – это композиция, созданная известным драматургом Бертольдом Брехтом и Куртом Вейлем для совместной оперы «Rise and Fall of the City of Mahagonny» («Взлеты и падения города Махагонни»). «Back Door Man» представляет собой кавер композиции Хаулина Вулфа.
Чтобы продать альбом, был снят киноклип с начальной песней, вышедшей синглом «Break On Through (To the Other Side)». На этом этапе была заложена серьёзная основа доработки видео, снятого специально к музыке. Следующий сингл «Light My Fire» побил рекорды популярности: он был издан летом 1967-го и раскуплен миллионным тиражом, оставаясь лидером Биллборда целых три недели! После этого прецедента группу начали сравнивать с наиболее популярными американскими представителями контркультуры – «The Byrds» и «Jefferson Airplane».

«Light My Fire» в те времена сократили для трансляции по радио: если изначально длительность песни была 6:50, то в этой версии – 2:52.
Сумрачное настроение альбома, мрачная сексуальность лидера Джима Моррисона, его богемный образ жизни впечатлили калифорнийскую публику. Этот рок-альбом признан одним из главных, стоявших у истоков активного протестного движения молодежи и развития контркультуры. В 1998-м журнал «Q» вывел этот альбом на 93-ю позицию в перечне лучших во всей музыкальной истории. А «Rolling Stone» в 2003-м поставил его на 42-ю позицию среди 500 наилучших.