Почему последний концерт группы The Beatles прошёл на крыше: история события и запись альбома «Let it Be»
Содержание
Больше полувека прошло с момента знакового события в истории рок-н-ролла. 30 января 1969 года состоялся необычный концерт «ливерпульской четвёрки». Тогда никто не знал, что на крыше лондонской многоэтажки, расположенной по адресу Сэвил-роу, 3, The Beatles в последний раз выступают перед публикой все вместе.
Идея этого шоу у группы зародилась спонтанно, за несколько дней до реализации. Участники группы долгое время вынашивали мысль о том, чтобы собраться и дать концерт, и решение сыграть на крыше своей штаб-квартиры казалось The Beatles отличным вариантом. Они начали играть во время обеда, так что все вскоре на соседних крышах и улицах собралась огромная толпа. Все хотели услышать игру «битлов».

Как это было

Музыканты готовились презентовать новый альбом «Let It Be». Документальный фильм о записи пластинки должен был завершиться грандиозным концертным выступлением группы.
Финальные кадры собирались снимать то в лондонских залах Palladium и Roundhous, то в Египте, на фоне пирамид, то посреди песков пустыни Сахара.
Режиссёр фильма Майкл Линдсей-Хогг вообще спал и видел, как музыканты поют на сцене древнеримского амфитеатра, а зрительские места постепенно заполняет людской поток. Он даже «присмотрел» подходящее сохранившееся сооружение в Тунисе.
Однако «битлам», постоянно в это время выяснявшим отношения, было не до грандиозных замыслов Майкла. Само появление альбома затягивалось. Харрисон, например, вообще перестал приходить на репетиции.
22 января The Beatles наконец-то переехали в здание собственной студии Apple Records, приобретённое ещё полгода назад. Это во многом повлияло и на то, что Харрисон несколько поумерил свои амбиции и вернулся к нормальному рабочему графику. Тогда-то и пришла кому-то идея не откладывая, пока хрупкое перемирие ещё кое-как сохраняется, записать финальный концерт на студийной крыше.

На этом полуспонтанном концерте в первый раз за всю историю выступлений группы «битлы» расположились не так, как привыкли поклонники. Леннон встал по центру. Справа от него расположился Харрисон.
За клавишными на этом концерте стоял Билли Престон, приглашённый ранее Джорджем Мартином для записи «Let It Be». Продюсер очень надеялся, что новое лицо несколько смягчит набирающий обороты конфликт в группе. Престон расположился со своим инструментом между Маккартни и Старром.
Пусть зимы в Лондоне и не похожи на полярные, но в день этого необычного концерта было холодно, тем более, на ничем не защищённой от ветра крыше. Жена Ринго, Морин, надела на супруга красный утеплённый плащ, а Йоко Оно нарядила Леннона в собственную шубу.
Джон несколько раз подпрыгнул на импровизированной сцене, убеждаясь, что конструкция прочная. Затем оказалось, что сверхчувствительные студийные микрофоны сильно «фонят» из-за порывов ветра. Кто-то предложил натянуть на аппаратуру дамские колготки. В магазин послали Алана Парсонса — звукорежиссёра. Того самого, который всего три года спустя будет записывать для Pink Floyd «Dark Side Of The Moon».

Парсонс вспоминал:
«Когда я подошёл к прилавку и попросил три пары женских колготок, неважно какого размера, на меня посмотрели очень подозрительно, пытаясь понять, на кого я больше похож – на грабителя банка или на трансвестита».
Выступление началось с «Get Back». Потом прозвучали «Don’t Let Me Down», «I’ve Got a Feeling»,«The One After 909». Продолжился концерт совсем свежей «Dig A Pony». Леннон не помнил текст наизусть, поэтому ассистент, стоя на коленях, держал перед Джоном раскрытый альбом со словами. В перерывах между песнями Леннон постоянно жаловался, что его пальцы совсем окоченели.

А внизу и на крышах соседних домов собралась толпа слушателей. На улице образовалась пробка. На камеры операторов, снимавших толпу, большинство собравшихся выражало восторг. Но были и те, кого происходящее бесило. Особенно это касалось водителей застрявших в заторе машин и жителей окрестных зданий.
Звук действительно был громким. Музыку, от которой дребезжали стёкла, слышали и в полицейском участке, расположенном неподалёку. Однако стражи порядка не спешили прекратить мероприятие. Концерт продолжался 42 минуты. И это несмотря на то, что в участке телефоны разрывались от звонков возмущённых жителей Сэвил-Роу и прилегающих улиц.

Полицейские больше не могли делать вид, будто ничего сверхъестественного не происходит, и собрались отправить патруль, чтобы прекратить «безобразие». Но за десять минут до приезда патрульных на студию позвонили из участка и предупредили о предстоящем визите «копов».
Поступок поистине джентльменский. Ведь у многих присутствующих на крыше студии были при себе запрещённые вещества. Один из свидетелей того события вспоминал:
«У нас было время подготовиться, и все эти десять минут из всех туалетов здания раздавался дружный хор сливных бачков».

Когда после переговоров с прибывшими патрульными музыканты начали снимать гитары, супруга Ринго Старра зааплодировала. Маккартни, уже собравшийся спускаться, вернулся и сказал в микрофон:
«Спасибо, Мо».
А Леннон поставил точку в историческом выступлении словами:
«Я хочу поблагодарить всех от имени группы. Надеюсь, мы прошли прослушивание».
Это ироничное высказывание было отсылкой к истокам становления группы, когда музыканты безуспешно пытались покорить критиков на многочисленных прослушиваниях.
Эти слова звучат и в альбоме «Let It Be». И так получилось, что они замкнули целый цикл в мировой истории рока под названием The Beatles.
Пусть будет так
Через год после концерта выходит фильм «Let it Be». Документалка рассказывает, как The Beatles записывали одноименный с фильмом альбом. Кинокартина состоит из записей с репетиций группы и из видеоматериалов снятых во время записи песен.
В съемке «Let it Be», несмотря на разногласия группы в 1969 году, приняли участие все четыре музыканта. Также в записи альбома и в съёмках участвовали Билли Престон, тот самый клавишник, который играл с Beatles на крыше.
На момент выхода ансамбль уже распался, поэтому ни один из битлов не пришёл на премьеру. Несмотря на это, фильм был очень успешным, фанаты группы очень высоко оценили эту работу. Позднее картина даже удостоилась «Оскара» за самое лучше звуковое сопровождение.