Легендарные блюзовые альбомы и их не менее легендарные обложки…
Содержание
Сегодня мы поговорим о великих блюзовых альбомах, а вернее — об их ярких обложках, которые уже успели стать отдельным видом искусства… Мы живем в эпоху, где преобладает цифровая музыка. Из-за этого важность обложек альбомов постепенно уменьшается… Но с чудесным возрождением винила, продажи которого за последние пару лет росли в геометрической прогрессии, вполне вероятно, что обложки альбомов снова станут популярными! Посмотрим правде в глаза: хорошие, плохие, красивые или уродливые, — абсолютно все обложки рассказывают свою историю. У них есть фантастическая сила призывать, вдохновлять, интриговать и очаровывать… И они могут многое сказать о том или ином исполнителе! Грамотно выполненная обложка может мгновенно передать то, с чем не справятся простые слова… В первые годы существования LP обложки альбомов часто создавались без особых размышлений, но с течением времени оформление альбома становилось всё более изощренным, поскольку маркетинг стал важным инструментом продаж для звукозаписывающих компаний. Но почему же сегодня речь пойдёт именно о блюзовых пластинках?
В отличие от поп-исполнителей, большинство блюзовых музыкантов традиционно никогда активно не занимались имиджем, делая своим приоритетом исключительно музыку… Но это не значит, что блюзовых исполнителей никогда не заботило то, как они представляли себя на обложках своих альбомов. Действительно, история музыки видела на редкость запоминающиеся и привлекающие внимание обложки блюзовых альбомов, и вот ярчайшие из них…
Роберт Джонсон: King of the Delta Blues Singers (1961)

Учитывая таинственность, окружающую короткую жизнь Джонсона (легенда гласит, что он заключил договор с дьяволом и был убит), возможно, вполне уместно то, что на первом сборнике его работ он был представлен картиной, а не фотографией: это в значительной степени подчеркнуло его растущий мифический статус… Простой, но мощный портрет Берта Голдблатта — необычный снимок сверху, определяемый яркими цветами, чёткими контурами и эффектным светотеневым сочетанием солнечного света и тени — по праву считается культовой обложкой блюзового альбома!
Билл Брунзи: The Bill Broonzy Story

Это — ретроспектива Билла Брунзи, The Big Bill Broonzy Story (в которой он поёт, а также рассказывает о своей жизни). Как и альбом Роберта Джонсона, The Bill Broonzy Story был выпущен во время возрождения фолка и блюза в начале 60-х… Это также была одна из множества обложек блюзовых альбомов, на которых была изображена картина: яркий и почти кричащий портрет знатока блюза, грамотно прорисованный Дэвидом Стоуном Мартином, плодовитым иллюстратором обложек альбомов 50-х и 60-х годов. Используя картину, а не фотографию, художник подчеркнул историческое значение Брунзи, сделав его фигурой поистине грандиозной…
Миссисипи Фред МакДауэлл: I Do Not Play No Rock ‘n’ Roll (1969)

МакДауэллу было 63 года, когда он записал этот альбом, прославившийся своими резкими гитарными партиями… В значительной степени, эта пластинка стала свидетелем его перехода от акустической гитары к электрогитаре… Название, которое переводится как «Я не играю рок-н-ролл», — дерзкое заявление о художественной независимости музыканта! На обложке красуется резкая фотография МакДауэлла, играющего на гитаре на ступеньках заднего крыльца: в тонах сепии — это фото отражало грубость и жестокую честность его музыки…
Джон Ли Хукер: The Real Folk Blues (1965)

Выпустив свой первый громкий хит в 1949 году, Джон Ли Хукер был настоящим ветераном блюза, когда записывал этот LP… Его обложка — монохромный и очень крупный снимок лица Хукера сбоку: его глаза смотрят вверх — обманчиво простое, но мощное изображение, передающее неприукрашенную сущность и интуитивную грубость его музыки…
Альберт Кинг: Born Under a Bad Sign (1967)

«Если бы не неудача, мне бы вообще не повезло», — сетует влиятельный блюзмен на запоминающейся заглавной песне этого альбома… Тема проклятия Born Under a Bad Sign (Родился под дурным знаком) вдохновила на создание одной из великих обложек блюзового альбома: она состоит из изображений, связанных с дурными предзнаменованиями и суевериями (включая чёрную кошку, череп и скрещенные кости, а также страницу календаря на пятницу 13-е…) Яркие, смелые образы обложки соответствовали острой жизненной силе музыки Кинга.
Хаулин Вулф: Howlin’ Wolf (1962)

Казалось бы — безобидный натюрморт Дона Бронштейна, изображающий пустое кресло-качалку и гитару: возможно, вам это покажется весьма странным сопоставлением… Однако, выглядит это довольно странно, если не жутко… В отличие от обложек многих блюзовых альбомов, Howlin’ Wolf не отражал музыку: это произведение искусства символизировало элементарную художественную чистоту музыки Хаулина…
Лайтнин Хопкинс: Lightnin’ Hopkins (1959)

Вы получаете четыре Хопкинса по цене одного на привлекательной передней обложке единственного LP блюзмена… Предвидя влиятельный стиль поп-арта Энди Уорхола, дизайнер Рональд Клайн (создавший более 500 обложек фолк- и блюзовых альбомов для Folkways) представляет квартет костюмированных Хопкинсов, изображённых слева направо в цветах с возрастающей интенсивностью. Он передает хамелеоническую личность музыканта, который был известен своими частыми перепадами настроения, вызванными алкоголем…
John Mayall & the Bluesbreakers: Blues Breakers With Eric Clapton (1966)

В то время как выражения лиц остальных участников группы варьируются от скучающего до задумчивого и застенчивого, озабоченный Эрик Клэптон пойман за чтением комикса Beano, что является восхитительно неформальным и натуралистичным кадром для обложки блюзового альбома! Вопиющее безразличие группы к фотосессии предполагает, что они предпочли бы идентифицировать себя с помощью музыки, а не визуальной среды. Фон стены, украшенной граффити, также подчёркивал городскую суровость их звучания…
Джонни Уотсон: A Real Mother For Ya (1977)

В конце 70-х Уотсон создал одну из самых эпатажных личностей жанра блюз… Обложка показывает нам мать Уотсона, толкающую его в коляске, превращённой в автомобиль. Это показывает, что музыкант не относился к себе слишком серьёзно и не боялся стать предметом хорошей шутки!
Бо Диддли: Have Guitar Will Travel (1960)

Сфотографированный с изготовленной по индивидуальному заказу прямоугольной гитарой, верхом на красно-белом скутере с изображённым на боку его именем, — Бо Диддли выглядит превосходно, излучая позитив! Эта обложка кристаллизовала своеобразную яркость блюзмена…
Чак Берри: One Dozen Berrys (1958)

Обложки некоторых блюзовых альбомов запоминаются, потому что они ужасны и явно лишены художественного начала. И обложка альбома One Dozen Berrys — один из таких случаев! Много яркой клубники с наложенным сверху маленьким снимком самого Берри, а также не самая лучшая игра слов для названия, — всё это, безусловно, привлекает внимание. Классический пример того, когда плохо — значит хорошо!