Рассказываем о самой интересной инструментальной песне со скандальным прошлым
Содержание
«Rumble» – поистине легендарная композиция 1958 года, тёмное прошлое которой по сей вызывает споры и… насмешки среди современных слушателей. Дело в том, что за всю историю музыки – это единственное инструментальное произведение, которое было запрещено на радио! Что ж: в далёких 50-х прошлого века мир был совсем другим… И ко многим вещам люди относились иначе. Несмотря на то, что в песне не было ни единого слова, многие радиостанции считали, что она непременно вызовет восстание и бунт, стоит только её пустить в эфир.
Предыстория

Автором этого шедевра является Линк Рэй – влиятельный американский гитарист и композитор, записывавший в основном инструментальные рок-н-ролльные композиции. Рэй был большим поклонником джаза, и мечтал создать собственный стиль музыки! Явив миру «Rumble», он непреднамеренно навсегда изменил лицо рока и изобрёл самые мощные, громкие и резкие звуки, которые можно было услышать в то время.
Середина 20 века была довольно непростым этапом для американцев. В то время как более зрелое поколение пыталось восстановить страну после Второй мировой, молодёжь была очарована темами независимости и признания. Рост преступности среди несовершеннолетних стремительно шёл в гору, а после выхода фильма «Школьные джунгли» пожилые жители и вовсе поверили в то, что молодое поколение разрушает социальную нормальность. Можно было бы сказать, что «Rumble» оказалась не в том месте и не в то время, из-за чего её запретили на радио. Но если бы она не вышла тогда, история рока была бы совершенно другой… В итоге запрещённая композиция обрела долгоиграющую жизнь и произвела революцию в поп-культуре! Она вдохновила не только артистов, пришедших после Рэя, но и заложила основу для панка и хэви-метала.
Песня звучит как «приглашение на поединок…»

Трек был запрещён на радио в ряде городов из-за опасений, что он спровоцирует беспорядки. Виной тому – дерзкое звучание гитары Рэя: оно не на шутку обеспокоило американцев, которые ещё отходили от Второй мировой… Увы, но в ту эпоху, эпоху беспорядков и высокой преступности среди молодёжи, музыка Линка совершенно не вписывалась. Так, «Rumble» вошла в историю как единственная инструментальная композиция, когда-либо запрещённая на радио! Майкл Моленда:
«Рок пятидесятых был довольно чистым… И вдруг появляется этот парень в кожаной куртке, и играет такой громкий аккорд, который практически срывает ваши брови с лица! Это было чрезвычайно агрессивно, но именно это проложило путь к следующему уровню рок-н-ролла…»
Впервые эта композиция прозвучала в январе 1958 года. Рэй и его группа The Wraymen буквально ошеломили публику во время спонтанной интерпретации… Барабанщик задал бит, Рэй присоединился к нему с тремя аккордами, а второй его брат и коллега по группе врубил микрофон в усилитель! Из воспоминаний Линка:
«Динамики хрипят, а я очень сильно играю… Подростки начинают толпиться, бросаясь на сцену… Мой брат Даг слез с барабанов и начал хохотать до упаду. Он сказал: «Знаешь, ты играл здесь всю ночь, и подростки не обращали ни малейшего внимания, а теперь одна мелодия сводит их с ума…»
Зная, насколько сильно эта песня повлияла на музыкальную сцену конца 1950-х, Майкл Моленда искренне завидовал тем счастливчикам, которые были в зале в тот вечер и смогли первыми услышать этот великий, искажённый и зловещий аккорд.
Секрет звучания

Зная, что у них на руках потенциальный хит, Рэй и его группа нашли студию для записи «Rumble». Однако когда группа начала играть, Рэй понял, что звук не тот:
«Звучание был слишком чистым – на концерте усилители прыгали вверх и вниз, сгорая от силы звука!»
В какой-то момент Рэй не выдержал и сорвал крышку с усилителя:
«Я начал экспериментировать: проделывал отверстия в динамиках карандашом, пытаясь воссоздать тот грязный, нечёткий звук, который я получил на сцене. И с третьего раза мне это удалось!»

После того как песня была выпущена 31 марта 1958 года, звуковое открытие Рэя стало известно как «Fuzz-Tone». Оно было принято многими артистами, включая Джими Хендрикса, который заметно продемонстрировал это влияние в «Foxy Lady».
«Если бы не Линк Рэй, я бы никогда не взял в руки гитару…»

Смелый звуковой эксперимент Рэя произвёл впечатление на одних и вдохновил других! Нил Янг однажды сказал:
«Если бы я мог вернуться в прошлое и увидеть любую группу, это были бы Link Wray & The Wraymen!»
Многие другие музыканты, особенно гитаристы, единодушно поддержали данное высказывание. За годы до того, как панк или металл начали распространяться, многие начинающие музыкальные звёзды услышали «Rumble» и заявили, что именно эта композиция изменила их жизнь. К таким можно отнести Джеффа Бека, Эджа, Брюса Спрингстина, Игги Попа и даже Джимми Пейджа!
«Он король! Если бы не Линк Рэй, я бы никогда не взял в руки гитару…», – заявил однажды Пит Таунсенд.
Личные трагедии, которые стали преимуществом

Из-за перенесённой в детстве болезни Рэй страдал от проблем со слухом всю оставшуюся жизнь… Помимо этого, у музыканта было только одно лёгкое: в начале 50-х Рэй служил в армии, где заболел туберкулезом. В борьбе за его жизнь врачам не приходилось долго думать…
Ему советовали вести спокойный и размеренный образ жизни, но Рэй этого не хотел:
«С тех пор, как я лёг на операционный стол, я чувствую, что я переродился – я стал совершенно другим человеком».

И в конце концов Рэй нашёл способ превратить свои физические недуги в уникальный музыкальный стиль!
«Я знал, что не смогу петь, потому что у меня было одно лёгкое, поэтому решил играть инструментальную музыку…»
Однако именно проблемы со слухом повлияли на музыкальную эволюцию Рэя, заставив его развить громкий звук, который он мог слышать!
«Благодаря «Rumble» я понял, что громкость для меня значит всё…»

Линк также восхищался Элвисом Пресли, хотя и отмечал, что его гитарист Скотти Мур играет «недостаточно громко»:
«Рок-н-ролл был совершенно новым. Элвис принёс его миру», – вспоминал он. «Это путь, по которому я хотел пойти…»