Полная биография рок-н-ролльной иконы Роя Орбисона…
Содержание
Рой Орбисон — американский музыкант и культовый пионер рок-н-ролла, бешеная популярность которого обусловлена уникальной манерой исполнения и глубокими музыкальными произведениями, в частности — эмоционально напряжёнными балладами.
Узнаем об этом феноменальном человеке чуточку больше в сегодняшней статье…
Детство, семья…
История Роя началась в 1936 году в городе Вернон (штат Техас). Здесь он провёл большую часть своего детства. Здесь же — познакомился с музыкой и такими жанрами, как рокабилли и кантри-энд-вестерн, будучи учеником средней школы…
Мать Роя, Надин, была медсестрой. Орби Ли, его отец, разнорабочим. Рой был их вторым ребёнком.
На свой шестой День рождения Рой попросил у родителей губную гармошку. К счастью, ему подарили гитару! Так, вместе с соседкой и напарницей отца, мальчик быстро освоил инструмент! Первой песней, которую он разучил, была классическая «You Are My Sunshine»…
Начало пути

Семья Орбисонов перебралась в Форт-Уэрт в 1942 году, но из-за эпидемии полиомиелита уже через несколько лет Роя и его старшего брата Грейди отправили обратно домой, к бабушке по материнской линии. В родном городе Рой написал свою первую композицию под названием «A Vow of Love»…
В 1946 году парень стал участником местного конкурса талантов, исполнив для публики произведения «Mountain Dew» и «Jole Blon». В итоге Рой разделил с 15-летним соперником призовое место и 15 долларов.
Свою первую группу The Wink Westerners Рой сформировал в возрасте 13 лет.
Карьера
Ошеломляющему успеху Роя Орбисона способствовало несколько вещей: глубина лирики, грамотная постановка и уникальная манера исполнения… Это были ключевые факторы его становления.
Песни Роя были полностью оригинальными по структуре, звучанию и стилю. Совершенно новаторские композиции, которых не было ни до, ни после… Это стало его фирменным стилем. Орбисона отличало то, что он действительно стремился к качеству, а не к количеству. Он был готов потратить все свои силы без какой-либо гарантии окупаемости. Он также был готов рискнуть и сделать то, что не соответствовало принятым рыночным нормам…
Несколько крупных звукозаписывающих компаний проявили интерес к персоне нашего героя после его пребывания в группе Monument.
Дебютный сингл «Ride Away» имел скромный успех… Однако, именно он стал самым популярным для музыканта на территории США за последние двадцать лет.
Уже к середине 1960-х в копилке Роя было как минимум два десятка хит-треков, включая культовую «Oh, Pretty Woman»!

Но то, что казалось просто сменой звукозаписывающих компаний, стало огромным поворотом в карьере Роя… Вскоре компания MGM предложила певцу 1 000 000 долларов! Она была очень успешной в то время, но как оказалось — успех этот длился не долго. И если Monument был лейблом Роя, то в MGM он был всего лишь ещё одним исполнителем. Упор делался на количество, а не качество: Рой был обязан выпускать определённое количество записей в год, что, в конечном итоге, сказалось на нём…
Уже в начале 1970-х его карьера начала угасать…
Главные прорывы музыканта…
Когда Фред Фостер подписал контракт с Роем Орбисоном в 1959 году, его лейбл «Monument Records» уже выпустил популярный хит Билли Граммера «Gotta Travel On». Изначально все выглядело так, словно он не был уверен в том, что делать с Орбисоном и позволил ему вдоволь поэкспериментировать. В результате музыкальных поисков и творческих проб родилась композиция «With the Bug». Выполненная в духе новых рок-н-рольных течений, она позволила Орбисону ярко выделиться на фоне современников, однако так и не принесла большой известности.
Собственный материал Орбисон написал, когда еще был в Нэшвилле, где и нашел идейных соратников и партнеров, в частности Джо Мельсона – друга из Техаса. «Uptown» стал их дебютной коллаборацией, при этом действительно успешный старт карьере музыканта задал другой совместный трек – «Only the Lonely».

Пока Мельсон исполнял обязанности дирижера, взяв шефство над вокальной группой Аниты Керр, выпевающей мелодию «dum dum dum dooby-doo-wah», Орбисон исследовал возможности собственного голоса.
В то время он еще не был столь сильным и мощным, слегка терялся на фоне хоровых исполнителей. Тогда Фред Фостер и звукорежиссер Билл Портер пошли на маленькую хитрость – они загородили артиста огромной вешалкой с пальто и шубами, которая создала необходимый эффект изоляции вокала от сторонних звуков.
Жизненные, наполненные трагизмом стихи влюбили в себя подростков, обеспечив «Only the Lonely» второе место в поп-чарте.
Легенда гласит, что Фред Фостер, увидев обложку, на которой запечатлен сидящий на переднем сидении автомобиля Орбисон, пребывал в настоящем шоке от того, насколько близко посажены глаза певца. «Дайте ему какие-нибудь темные очки!» — взбунтовался продюсер. Так родился узнаваемый образ поп-певца. Хотя Орбисон впоследствии и утверждал, что это произошло из-за ошибки в выборе очков для одного из выступлений.

Это было время экстремальной подростковой поп-музыки, наполненной песнями о смерти и отчужденности. И Рой Орбисон сумел прочувствовать «дух поколения», отразив его в своей песне «Running Scared».
«Running Scared» стала одной из самых ротируемых на радио поп-композиций. Она заметно отличалась по своей структуре от того, что музыкант писал ранее. В её основу легли узнаваемые ритмы классического «Болеро». Однако в отличие от оригинального произведения Орбисон не стал прибегать к помощи оркестра и выбрал более удобный размер 4/4, чем придал песне «латинское настроение». Это был его первый серьезный музыкальный эксперимент и, желая попробовать что-нибудь еще в данном направлении, он выпустил «Crying».
«Crying» заканчивалась где-то в стратосфере, обеспечивая неплохую тренировку для орбисоновского фальцета. Он начал активно использовать этот прием, в частности в песне «Leah», которая стала настоящим хитом.
В 60-е годы Орбисон стремительно набирал популярность, приобретая мировую известность. Он имел немало поклонников в Великобритании, вследствие чего весной 1963 года ему поступило предложение заменить выбывшего из турне по стране гитариста Дуэйна Эдди.
Прибыв в Великобританию, Орбисон узнал, что на разогреве у него будет выступать новая молодежная группа «the Beatles». Реакция артиста была проста: «А кто такие эти the Beatles?». Ответ последовал незамедлительно, и дал его не кто иной, как Джон Леннон, стоявший в тот момент рядом с поп-звездой. «Я один из них!» — объявил британец. Вскоре после этого инцидента Орбисон узнал, что песня «Please Please Me» была записана как дань уважения его творчеству.
И, в отличие от того, что произошло со многими поп-исполнителями, The Beatles не повлияли на популярность Орбисона, позволив ему и дальше удерживать верхние строчки чартов. В самый разгар битломании и Британского Вторжения в музыкальную индустрию у него была возможность записать свою легендарнейшую песню – «Oh, Pretty Woman».
Феномен музыканта…
Рой был из тех редких хитмейкеров, которым удалось удержать свои позиции и даже повысить свою популярность после так называемого британского вторжения. Он добился этого, поддерживая бесподобное качество релизов с оригинальным разнообразием содержания, структуры, темпа и ритма… Он также был чрезвычайно тонким мастером песен: вносил грамотные изменения в течение сессии или между сессиями, добавляя финальный коммерческий блеск…

За счёт гармоничной комбинации приятного вокала и сложных аранжировок, творчество нашего героя не раз сравнивали с оперным… При жизни Роя называли «Рок-н-ролльным Карузо» (отсылка к известному итальянскому оперному певцу). Именно ему посчастливилось найти золотую середину между разбитной манерой певцов рокабилли, величием Джонни Кэша и дерзостью Элвиса Пресли… Причём последний неоднократно признавался, что восхищается творчеством данного гения!
Пока его коллеги по сцене и по жанру изо всех сил старались воссоздать брутальный образ с налётом непоколебимой уверенности, Рой напротив — предпочитал делиться спокойствием, искренностью и лёгкостью с нотками романтизма… На сцене он вёл себя максимально скромно и сдержанно, предпочитал носить чёрную одежду и солнцезащитные очки… Всё это придавало его образу загадочности и благородства…
Сегодня он является одним из самых продаваемых американских художников звука, а его имя — одним из самых громких имён в мире.
Возвращение на большую сцену…

Рой Орбисон вернулся на сцену лишь в 1980-х годах. Под конец десятилетия он стал членом супергруппы The Traveling Wilburys! В его составе была выпущена успешная пластинка и красивый клип на их первый сингл «Handle with Care»…
В этот же период в свет выходит «In Dreams: The Greatest Hits» — самый успешный сольный альбом музыканта за всю его карьеру, ставший золотым в Америке и платиновым в Великобритании…
Многие ключевые факторы способствовали возрождению карьеры Роя в США. В частности — использование песни «In Dreams» в фильме «Синий бархат»: будучи культовой кинокартиной, «Blue Velvet» Дэвида Линча помогла Рою снова стать популярным и востребованным, каким он и хотел быть…
В январе 1987 года Рой был введён в Зал славы рок-н-ролла Брюсом Спрингстином, заявившим:
«В 1975 году, во время записи «Born to Run», я хотел сделать нечто похожее на Боба Дилана… Но больше всего я мечтал петь как Рой Орбисон!»
Личная жизнь
В жизни Роя Орбисона было много печали и потерь… Так, в 1966 году его супруга Клодетт, с которой они поженились ещё в конце 1950-х годов, разбилась на мотоцикле… Ещё несколько лет спустя двое из его троих детей трагически погибли во время того, как их дом загорелся… За этим последовал затяжной творческий кризис: на некоторое время Рой отказался от музыки, однако старался сохранять позитивный настрой настолько, насколько это было возможно…
В 1968 году Рой познакомился с красивой девушкой немецкого происхождения по имени Барбара! В 1969 году пара расписалась… Вместе они прожили душа в душу до самой смерти музыканта…
Последние годы жизни…
Последний сольный альбом Роя был уже закончен и намечен к выпуску в январе 1989 года. За несколько месяцев до релиза Рой прибыл в Европу и выступил на фестивале Diamond Awards в Антверпене, Бельгия. Он был главной звездой вечера… Музыкант исполнил недавно написанную «You Got It». Было очевидно, что он слегка изменил свой образ… Новый облик был выдающимся и немного шокирующим. Он снова был легендарным Роем Орбисоном, музыку которого все обожали…
Он вернулся в Америку и отыграл свой последний концерт в Хайленд-Хайтс… На следующий год у него уже были запланированы большие туры по Штатам и Европе! Но… им не было суждено пройти.
Весь день вторника 6 декабря 1988 года Рой жаловался на боли в груди. Незадолго до полуночи он скончался в доме своей матери. Причиной смерти стал сердечный приступ… На момент смерти ему было всего 52 года и он был на пике своего успеха…
Посмертно выпущенный в 1989 году «Mystery Girl» стал очень успешным альбомом… Несколько песен с него стали большими хитами.

Заключение…
Даже после смерти наследие Роя Орбисона продолжало расти: его супруга Барбара до самой смерти занималась управлением их поместья и выпуском сборников с лучшими хитами мужа на лейбле Orbison Records. В 1998 году, почти спустя десять лет после его смерти, Барбара приняла Премию Академии звукозаписи за заслуги Орбисона и его беспрецедентный вклад в индустрию звукозаписи.