Фильм «Криминальное чтиво»: рецензия, факты, съёмки
Содержание
«Криминальное чтиво» звучит уже как какое-то крылатое выражение. Примечательно, но название культовой классики Квентина Тарантино отсылает нас к дешёвым бульварным газетёнкам, которые в своё время пестрили криминальными фантастическими историями и пользовались большим спросом у широкой публики. И кто бы мог подумать, что с помощью своего фильма Тарантино решил поделиться собственным взглядом на старое «криминальное чтиво», которое продавалась на каждом углу Америки. Но, конечно, не только жёлтая пресса легла в основу шедевра – скорее, она лишь дала толчок самой идее.
Сегодня этот фильм настолько феноменален и масштабен по своей популярности, что говорить о нём не приходится – «Криминальное чтиво» смотрел каждый, а каждый третий его пересматривает чуть ли не из года в год! А ведь родился сие шедевр совершенно случайно – из мелочей, удачных совпадений и… крайне низкого бюджета. Но обо всём по порядку.
Самый лёгкий криминальный фильм: рецензия от FUZZ MUSIC

«Криминальное чтиво» – это тот редкий случай, когда смотреть не тяжело (ну, если вы понимаете, о чём мы). Несмотря на грозное название, это лёгкая к просмотру картина, которую можно описать как удачный выбор для осеннего пятничного вечерка! Здесь полно доступного юмора, реально забавных сцен, а также превосходной музыки: да – с музыкальным вкусом у старины Квентина всегда был полный порядок.
Конечно, эпичность сцен никто не отменял, как и остроты самого сюжета: вряд ли это самый подходящий фильм для детей, скажем. Однако более взрослые зрители скорее от души посмеются, нежели испытают какие негативные эмоции. Ну и, конечно же, получат эстетическое удовольствие: то, как Тарантино передаёт историю через камеру – все его фишки, игра с цветами и формами, а также множество отсылок к поп-культуре – заслуживает отдельного восхищения! Пожалуй, это и делает его фильмы такими успешными и долгоиграющими, а самого его самым узнаваемым режиссёром современности…
Шедевр, который родился из ничего

Сегодня режиссёры часто жалуются: мол – провал фильма обусловлен нехваткой бюджета! Оно и неудивительно: в эру технологического прогресса идёт настоящее сражение, гонка между художниками: у кого спецэффекты будут более динамичными, картинка более сочной, миры более фантастическими… А вот Тарантино не жаловался на низкий бюджет: он просто брал и творил, отталкиваясь от того, что имеется. И «Криминальное чтиво» не было исключением…
С трудом верится, но фильм снимали с крайне ограниченным бюджетом – всего 8 миллионов долларов! И если эта сумма кажется вам приемлемой – стоит заметить, что только 5 миллионов из неё ушло на гонорары актёрам… Чтобы вы ещё лучше могли понять всю плачевность ситуации – в 1990-е годы средний бюджет голливудских фильмов составлял около 50 миллионов долларов. Такие дела. А теперь вспомните, какие сочные сцены и шикарные атмосферные эпизоды были показаны в картине? Вот это и есть талант, а также искреннее желание сделать что-то реально стоящее. На фоне таких фильмов жалобы современных режиссёров кажутся несуразными… К слову: «Криминальное чтиво» не просто окупил бюджет – кассовые сборы превзошли все ожидания: 213 миллионов долларов! Заслуженно ли? Однозначно.
Кто угнал машину Тарантино?
Окупаемость фильма была очень кстати, ведь вскоре после его выхода у Тарантино угнали автомобиль – тот самый кабриолет Chevelle Malibu 1964 года, на котором ездил Винсент Вега! Да, это была машина режиссёра, и, по всей видимости, кому-то из зрителей она очень приглянулась…

Пропажу обнаружили лишь по прошествии более 20 лет. Уже в наши дни кабриолет всё же нашёлся – некий Билл Хеменес из Сан-Леандро, штат Калифорния, потратил более 40 000 долларов на восстановление классической машины, которой он владел в течение дюжины лет, прежде чем полиция сообщила ему, что это знаменитый автомобиль с дурной славой…
Случайные идеи – лучшие идеи!
Не секрет, что тема всего «запрещённого» преобладает в этом фильме, выступая чуть ли не движущей силой сюжета и тем самым ключом к ряду иронически юмористических сцен… Как оказалось, Тарантино написал сценарий будущей классики в Амстердаме, что многое объясняет. После огромного успеха своего дебютного фильма «Бешеные псы» режиссёр, с только что заработанными 50 000 долларов, отправился в импровизированный трёхмесячный отпуск в столицу Нидерландов, известную своим ночным стилем жизни…

Чем же Квентин там занимался? Смешно, но факт: он днями сидел в однокомнатной квартире без факса и телефона, где и написал первый черновик «Криминального чтива». Его день состоял из того, что он вставал и немедленно писал в блокноте свои идеи, затем гулял по каналу и пил огромное количество кофе, а затем возвращался в свою квартиру, чтобы снова писать. Первый черновик насчитывал ошеломляющие 500 страниц! Без сомнения, некоторые события того отпуска легли в основу сценария, например – размышления Винса о барах и о том, как «Макдональдс» в Европе лишь немного отличается от «Макдональдса» в Америке. К слову о бургерах…
Одна из самых знаковых сцен в фильме – сцена, в которой Сэмюэл Л. Джексон ест гамбургер. Что любопытно – она родилась прямо на прослушиваниях, и изначально не была запланированной. Из воспоминаний продюсера:
«Приходит Сэм с гамбургером в одной руке и напитком в другой. Он вошёл и просто начал потягивать коктейль, кусать гамбургер и смотреть на всех нас так, словно мы ему должны. Я испугался до чёртиков. Я думал, что этот парень собирается выстрелить мне в голову. Его глаза вылезли из орбит. И он просто украл роль…»