Pink Floyd записали The Dark Side of the Moon как саундтрек к «Волшебнику страны Оз»?
Монументальный альбом Pink Floyd –The Dark Side of the Moon – вышел в 1973 году. В мире было продано около 50 млн экземпляров. По оценке одного исследователя пластинка имелась или есть в наличии у каждого 14-го американца. Космическая, инопланетная музыка породила интересную теорию, касающуюся написания альбома.
Совпадение или замысел?
В 1995 году в американском издании The Journal Gazette появилась оригинальная статья. Автор, Чарли Саваж, утверждал, что если смотреть фильм 1939 года «Волшебник страны Оз» и прослушивать при этом The Dark Side of the Moon, то наблюдаются странные вещи. Треки с пластинки необъяснимым образом «ложатся» на события из фильма.
К написанию материала журналиста сподвигли комментарии фанатов на официальном сайте группы, обнаруживших этот феномен. Чарли провёл собственный эксперимент, результатом которого и стал опубликованный материал. Квинтэссенцией статьи был вывод, что фильм напоминает длинный клип на The Dark Side of the Moon.
Поклонники группы, первыми заметившие необычный эффект, считали это мистикой. А вот поднявшаяся волна исследований и дебатов на радио и форумах после публикации Саважа рассматривала это вовсе не как нечто загадочное. Появилось мнение, что музыканты Pink Floyd изначально сочиняли материал для альбома как саундтрек к фильму. К тому же в 2000 году выходит «Волшебник страны Оз» с «Обратной стороной луны» в качестве музыкального сопровождения. Противники этой версии утверждали, что она притянута за уши.
Тем не менее, Чарли описал несколько моментов, демонстрирующих, что слова некоторых песен действительно соответствуют кадрам. Так, строчка из Time «никто не сказал, куда бежать» слышна, когда главная героиня выбегает из дома для спасения собаки Тото. Другой пример касается песни Brain Damage («Повреждение мозга»). Первые аккорды звучат, когда Страшила мечтает о мозгах, лёжа на траве. К тому же в песне есть строчка The lunatic is on the grass/Безумец на траве. У Саважа имеется ещё несколько подобных примеров.
Поиск таких совпадений приобрёл масштабы эпидемии. Едва ли не каждый фанат «Пинк Флойд» считал своим долгом найти их и обязательно поделиться своим открытием.
Вот лишь один из десятков случаев:
«Меня совершенно не волнует, что эти догадки звучат невероятно, но некоторые детали отлично подходят друг к другу. Я дошел до того, что поставил диск на повтор, и до сих пор под впечатлением от увиденного: когда Дороти стучит в дверь, ведущую в Волшебную страну, в треке «Eclipse» мы слышим именно стук! Дороти открывает глаза как раз в тот момент, когда играет строчка «Домой, снова домой,» – делился исследователь.
И ещё один момент, отмеченный фанатами: звук, похожий на сокращения сердечной мышцы, в альбоме слышен, когда Дороти прикладывает ухо к груди Железного дровосека, чтобы услышать стук сердца.
Не стоит забывать, что многие фанаты группы не понаслышке знакомы с психотропными веществами.
Ответ музыкантов «Пинк Флойд»
А участники Pink Floyd устали опровергать версию поклонников. Музыканты настаивали на том, что все вышеописанное далеко от реальности.
Дэвид Гилмор откровенно смеялся над этой «теорией заговора». Ник Мейсон называл идею доморощенных конспирологов глупостью. Музыканты объясняли, что в студии звукозаписи просто не было физической возможности включить фильм, чтобы вплести в его сцены нужные слова песен.
К тому же, если предположить, что The Dark Side of the Moon всё же изначально задумывался как саундтрек, то почему группа записала 43-минутный звуковой ряд, тогда как кинокартина длится более полутора часов?
В 2003 году Алан Парсонс, звукорежиссёр альбома, назвал версию фанатом полным бредом и объяснил свою точку зрения как профессионал: «Любой звукорежиссёр скажет вам, что музыка и видео могут свободно «дрейфовать» при сведении. К примеру, запись уже закончена, а музыка может продолжаться в течение 20 секунд! Руководствуясь этим принципом, можно найти совпадения где угодно!»
А что фанаты? Поклонники рок-музыки приняли слова Алана как руководство к действию и продолжили искать совпадения с фильмами у других исполнителей. «The Black Album» Металлики интерпретировали как музыку к «Матрице», а диск «Нирваны» Nevermind «идеально ложился» на картину «Помни».
Научную базу под ситуацию с фанатскими и журналистскими экспериментами и выводами подвёл Карл Юнг задолго до появления The Dark Side of the Moon. Психиатр указывал в своих трудах, что мозг склонен искать даже несуществующие связи между явлениями, чтобы подтвердить правоту теории, в которую человек искренне верит. Иначе серое вещество может «перегореть». Такая вот защитная реакция.