Дата публикации:

Категория:

Новый альбом «Ундервуд» («Дети портвейна»)

Внуки вермута, дети портвейна – поколению джин-тоника.

(Автор статьи – Кирил Кунгурцев)

Новый альбом «Ундервуд» как преодоление хипстерства

«Говорить о музыке – то же, что танцевать об архитектуре,» – едко замечал Фрэнк
Заппа. Тем не менее, музыке посвящены обзоры и рецензии, художественные романы и философские трактаты. Почему? Человек – существо говорящее, через свою речь он
пропускает воспринимаемый мир, оформляя его в осознанные формы, «ловит реальность капканами слов», по выражению Сартра. Потому, невзирая на предостережения Заппы, о музыке продолжают говорить и писать, спорить и разглагольствовать. Одним хочется поделиться ощущением, другим – найти товарищей по симпатиям, третьим – понять, чем же именно воздействовало на него произведение.

«Ундервуд»
«Ундервуд»

В отличие от текста, музыка обращена к психо-эмоциональной сфере. Но с первых
веков человеческой истории музыка почти всегда заполняется словами. Слово обращено к уму, а музыка подаёт интонацию, эмоцию, ощущение. Слово обрамляется средой восприятия – так рождается песня. Если из неё изъять музыкальное сопровождение или свести его к минимуму, как в хип-хопе, хоровом исполнении или в шансоне, восприятие поданного музыкантом слова будет ограничено его авторской подачей. Но чем богаче аранжировка, чем виртуозней инструментальные партии, тем обширнее аудитория, к которой взывает музыкант – она превращается в форум, куда символически стекаются те, кто готов творчески переосмыслить слова и настроения песни, добавить к нему что-то своё, перевести на иную волну восприятия.

«Ундервуд» всегда являлись своеобразным деятелем российской рок-сцены. Их
изысканная литературность никогда не отставала от исполнительской и инструментальной изобретательности. Легка касаясь траектории «ретро», они при том всегда обходили «извечные», «проклятые» вопросы, на которых вырос русский рок во всех своих наиболее ярких примерах. Вовне всякой идеологии и политизированности, ближе к интимности и искренности проявлений человечности (даже самых неблагообразных) – «Ундервуды» всегда оставались «вечно молодыми», но про том так и не стали «вечно пьяными», с лёгкостью миновав пространство разномастной идейности Русского Рока. Максим Кучеренко и Владимир Ткаченко (сотоварищи) стали подлинными родителями российского «инди», выражающего интересы миллениалов. Поколения, которое многоразличными исследователями и грустнеющими идеологами неоднократно характеризовалось как безыдейное, аполитичное, потребленческое. Эта волна сегодня представлена такими модными и яркими исполнителями, как «Сансара», «Обе две», «АлоэВера», «Курара», «Моя Мишель» и пр.

«Ундервуд» не перегружает слушателя достоевщиной, не ставит в экстремальную
ситуацию – но в то же время они поэты действительности. Они не сбегают в
высокохудожественный эскапизм, как «Мумий Тролль», «Сплин» или Земфира. Мир
прекрасен во всех своих проявлениях – без натяга, искренне и задорно поют о нём
крымские таланты.

«Ундервуд» – это голос поколения, у которого ничего нет, кроме фантастических
мечтаний, офисных терзаний и клубных отдохновений. Рок-мастодонты даже до 1990-х
старались сформировать реальность – некоторым из ни до сих пор не ясно, что она уже сформирована, исчислена, взвешена… И если вышеупомянутые деятели «рокапопса» пытались против неё паркетно бунтовать, то «Ундервуд» поэтизирует то, что осталось а наших географических и ментальных чертогах.

Но так было до их последнего альбома, до «Детей портвейна». Этот альбом –
водораздел. Символически совпадая с движением «восставшей зелени», «несогласных
детишек» и «пробудившихся хипстеров», музыканты каждым словом, каждым аккордом обращаются к проблеме вероятной действительности. Манифест альбома: «Всё, что нам сегодня пох…, потомки назовут эпохой» – подлинный голос из-под глыб социальных ролей, сдавливающих нынешнее юношество едва ли не с момента его появлении на свет. Ирония, безысходность, наглость поданы так, что начинается верить в какую-то вариативность будущего, поддаваться неким смутным надеждам.

Обложка нового альбома...
Обложка нового альбома…

«Черти пляшут под «Нирвану» на баяне» – разве это не призыв к переосмыслению
официально заявленной автаркии, самодостаточности и тотального «импортозамещения»? Сюда же – их наиболее популярный, зажигательный сингл «Скарлетт Йоханссон едет в Херсон». Смешно и нелепо выглядит дух нашего времени в его звуко-словесных материализациях бывшими крымчанами.

А наиболее неполиткорректная «Батман-тандю» – уникальная в своей всеохватности,
всеаспектности проба на прочность осточертевшего уже всем вопроса сексуальных
меньшинств – вообще и в России в частности. Тут и Чайковский, и Дягилев, и
госструктуры, и наркомафия, и политика «скреп» – всё в одном невероятном флаконе!

Хипстерское новаторство крымчан и в том, как они завершили альбом – не
тоскливой, безвыходной песней «Собаки на заднем дворе», не слегка помпезной «Памяти павших на Патриарших», поднимающей вопрос ужаса аллегорической, символической смерти, превращающей обывателя в живой труп. Нет, конец – это ретрофутуристические, вздорно-амбициоозные «Ракеты на Марс» и пьяно-мечтательные «Дети портвейна: племянники Моррисона, братья Кобейна».

Но нельзя музыкантов такого масштаба умалять пошлой текстологией, как легко
доступных для этого Псоя Короленко или Аркадия Северного. Альбом – маленький
музыкальный шедевр, виртуозно сочетающий элементы хард-рока, бита, бритпопа,
рокабилли, рэггей и даже кабаре. Конечно же, это вновь потрясающее своей
энергетичностью вокальное соревнованье Ткаченко и Кучеренко – сей альбом больше
замешан на этом пункте, чем на инструментализме или мелодике, в отличие от альбомов предыдущих. Но сказанное нельзя гиперболизировать: каждый трек – подлинная Песня, гармонично сочетающая смысловой посыл с музыкальностью подачи. Это незабываемые мелодии и словечки, которые уже сейчас, пока что на уровне мемов, пошли «в народ». Это песни, которые легко и приятно петь и напевать – с разными думами, с разным настроем. Выражаясь языком советских идеологов, это «подлинно народное искусство». Это голос поколения, которому осточертело довольствоваться возможностью прогуливаться по Невскому с бумажным стаканчиком кофе в руках, закатывая глаза под селфи на подаренный родителями айфон и кутаясь в дьявольски символичные оверсайз и винтаж. Это голос поколения, которое на наших глазах начинает – ещё смутно, невнятно, несмело – задумываться о Будущем. Есть вероятность, что Кучеренко и Ткаченко будут ля этого поколения тем, чем БГ, Макаревич и Шевчук стали для поколения моего. Внуки вермута, дети портвейна – поколению джин-тоника.

ОСТАВЬТЕ СВОЙ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Причина, по которой Джон Леннон не любил знаковый для «Битлз» альбом Abbey Road

Альбом Abbey Road, которым поклонники The Beatles восхищались, а сам «битл», Джон Леннон, не любил Abbey Road — одиннадцатый студийный альбом британцев The Beatles, который...

История Реми Вольф, девушки, которая собирает миллионы просмотров на YouTube и обожает собак

Биография Remi Wolf – детство, первые шаги, музыка Вдохновлённая абсурдизмом детского телевидения и добавлением собственной оригинальности, музыка Реми Вольф — это путешествие во внешние миры...

История «Ishome» – электронного проекта Мирабеллы Карьяновой

Всё о музыкальном проекте Ishome россиянки Мирабеллы Карьяновой Ishome — название электронного музыкального проекта, основанного уроженкой Краснодара Мирабеллой Карьяновой! О проекте заговорили ещё в 2013...

Похожие статьи

История Talking Heads, группы, прошедшей путь от панков до звёзд новой волны

Биография Talking Heads: начало пути, музыка, альбомы Talking Heads — американская рок-группа, образованная в 1975 году в Нью-Йорке. «Говорящие головы» вышли из панк-рока конца 70-х,...

Момент, когда Роберт Плант решил стать певцом

Почему Роберт Плант решил построить карьеру вокалиста – подробности о легенде Led Zeppelin Роберт Плант — широко известный во всём мире британский певец и автор...

Как Дэвид Гилмор поспособствовал выступлению Хендрикса на фестивале Isle of Wight в 1970 году

Как Дэвид Гилмор стал звукорежиссёром Джими Хендрикса для одного знакового шоу Джими Хендрикс — легендарный гитарист-виртуоз, певец и композитор. Его часто называют «Богом игры», а...

«Бон Джови» в СССР: как это было – о первом «Русском Вудстоке»

Как прошёл первый в СССР «Русский Вудсток» с участием Bon Jovi и других рок-звёзд Это случилось в августе 1989 года, на московском стадионе «Лужники»... «Moscow...

«Heroes» Дэвида Боуи – одна из последних записей Лемми, легенды Motörhead

Как Лемми Килмистер записал песню «Heroes» Дэвида Боуи Когда в сентябре 1977 года Дэвид Боуи выпустил трек «Heroes», он знал, что эта песня была произведением...

«The Eagles»: герои прошедших лет в прошлом и сегодня

Полная история музыкальной группы «Eagles»: биография, состав, фото и интересные истории «The Eagles» – одна из крупнейших и по-настоящему культовых рок-групп в истории не только...

История очаровательной Арианы Гранде – «наследницы престола Мэрайи Кэри»

Полная биография Арианы Гранде – детство, карьера, успех Ариана Гранде — певица, актриса, автор песен и музыкальный продюсер, ставшая сенсацией поп-музыки в 2013 году! Одни...

Как Dua Lipa захватила мир? Полная биография новой поп-принцессы

История Дуа Липы, американской поп-иконы Дуа Липа — британская поп-исполнительница, которая в миг покорила публику своим одноимённым дебютом 2017 года... Она начала свою музыкальную карьеру...

История Тейлор Свифт, американской кантри-королевы нашего времени

Всё о Тейлор Свифт: ранние годы, музыка, успех Тейлор Свифт — автор и исполнительница песен, которая произвела фурор в мире кантри-музыки в 2006 году, а...