Дата публикации:

Категория:

Mechanical Soul (2021) – Front Line Assembly – Всё об альбоме

О новом альбоме Front Line Assembly...

Front Line Assembly и их новый альбом 2021 года как повод помянуть индастриэл и его смысл

В начале 2021 года Front Line Assembly порадовали нас новым альбомом «Mechanical Soul». Для корифеев электро-индастриэла сочинить этот альбом в Год Самоизоляции было несложным – они и так навыкли работать дистанционно, между Канадой, США и Австрией, компилируя биты и сэмплы в то, что называется претенциозным термином «индастриэл».

Front Line Assembly на сцене
Front Line Assembly на сцене

Industrial – сложная музыка со сложной историей. По большому счёту, это даже не музыка, а комплекс мультимедийных проектов, несущих пафосную смысловую нагрузку, элементами которой являются не только звучание (именно так – не «музыка», а «звучание»), но и видеоклипы, сценические действа, символика, провокационные тексты и непременно авторская идеология. Не развлечь потребителя, как поп (хотя этому, в конечном счете, служит вся музыка), не вдохновить его на какие-то социальные позы, как рок (включая метал), не повлиять на структуру поведения, как электронная музыка (от эмбиента до всевозможных танцулек), а именно создать определённый настрой, конкретное чувственное отношение к окружающей реальности. Поэтому индастриэл, блеснувший в 1980-90е и нынче почти заглохший, изначально был невероятно эклектичен. Сложные симфонические структуры, попсовая танцевальность, грохот электрогитар, неестественные звуковые эффекты (записанные на фабриках или в городской среде – отсюда название) – всё связывается в единое чувственное пространство. Главное в индастриэле – явить современную социальную среду как неприродную, внеприродную, антиприродную, и, как следствие – нечеловеческую и античеловеческую. Культура, оторвавшись от природы, превращается в её противоположность. Образ жизни, отдалившейся от естественности, превращается в анти-жизнь. Человек превращается в самоподобие, симулякр, фантастический голем, обитающий в среде пластика, железобетона, информации и шума. Все ценности и нормативы поведения давно утратили свой изначальный смысл – адаптироваться к природной и социальной среде, приспособиться и выжить. Сегодня человек – нечто иное и даже противоположное тому, чем он был при возникновении цивилизации. Эта природа пост-, анти-, псевдочеловека со своей новой системой координат, с радикально трансформировавшейся системой ценностей – то пространство, которое исследует (и формирует?) индастриэл.

За пультом...
За пультом…

Корни индастриэла трудно проследить. С одной стороны, это рок-движ в своём вырождении: весь постпанк, новая волна, краут, даже синтипоп. С другой – электроника, от крышесносных экспериментов Штокхаузена до мрачного аутсайда детройтского техно. Главное – создание принципиально синтетической, неестественной музыки (для синтетического постчеловека). Индустриальщики не стеснялись превращать музыку из стихийного звукового потока в рассчитанное комбинирование звуков и ритмов. И почти всегда тяжело и агрессивно – на самой грани выносливости слушателя (не говоря уж о невыносимом кошмаре японских шумовиков). Индустриальщики старались преодолеть то, на чём строится музыка как таковая, – диалектическое противоречие гармонии и ритма. Теперь чисто настрой – цель звучания. Поэтому вместо студийной записи гитары и обработки её на многоэтажных эквалайзерах индустриальщики расчленяли записанное гитарное звучание на составные элементы и пользовались ими, как фортепианными клавишами. Ну а что они творили с компьютерным звуком, доводя его до подобия речи роботов, битвы машин!.. Особое значение всегда придавалось вокалу – он должен был отличаться от всего репертуара «естественной музыки» – это визги, скрипы и хрипы инферналов, гроулинг или замогильный бас шаманов, речитативное бормотание инопланетных киборгов.

Визуальный ряд индустральщиков не смог переплюнуть ещё никто – особенно сценические постановки. В сравнении с выворачиванием своих кишок на сцене (Skinny Puppy), поджиганием коллег и псевдо-совокуплением с ними (Rammstein), подлинно сатанинскими ритуалами (Coil), граничащими с порнографией (Mushroomhead), выходки Заппы или Элиса Купера – просто утренник в детском садике. Не просто шокировать, а изменить сознание – вот, что главное здесь! А клипы… Ничего страшней и вместе с тем глубокомысленнее, чем ролики от ohGr (ex-Skinny Puppy) я не видывал.

С самого начало индастриэл разделился на два основных, не чётко очерченных направления: роковое и электронное. Яркими представителям первого для массового потребителя являются Ministry (одни из основоположников), Rammstein, Marilyn Manson, Rob Zombie, второго – Genesis P-Orridge (недавно почивший по Ктулху), Coil, Skinny Puppy, Haujobb, Aghast View, Laibach. Иные известны своим маневрированием посередине: Einstürzende Neubauten, Nine Inch Nails, Die Krupps, KMFDM. К этому, промежуточному разряду и относится деятельность австро-канадо-американского проекта Front Line Assembly.

Front Line Assembly
Front Line Assembly

Проект был создан Биллом Либом, вышедшим в конце 1980-х из Skinny Puppy в поисках более ёмкого и массово-ориентированного звучания. FLA сразу сформировало своё звуковое лицо – это укоренённость в электронном ритмичном звучании со всякими новомодными и «классическим» эффектами, от шугейза до IDM и EBM. К этому осторожно прибавлены засемплированные гитары, а главное – вдосталь грохочущие роковые барабаны. Получаются ядрёные и сложносоставные композиции, полные полиритмии, шумов, разных перепадов, взвихов и всполохов. Front Line Assembly немного похожи на более популярных (и попсовых) KMFDM, но у них нет нарочитой танцевальности тех. Вместо этого – сложная музыкальная структура, иллюстрирующая основательную компьютерную грамотность музыкантов. В общем, это порочная линия, по моему мнению, – она позволяет создавать в тиши ночной, отгородившись наушниками и крепким кофе от многогрешного мира сего, бесконечные однотипные релизы, в которых одни и те же эффекты лепятся в разнообразные комбинации ритмичного олдскульного звука, сдобренного периодическими инъекциями металлического драйва и фирменного скрежещущего вокала. Мелодичность близится к нулю, ритмичность утомляет, а флоу (в духе рэйвов 90-х) вообще раздражает. Именно потому индастриэл и выродился в наше время, уступив двайвовое поле всяким «новым волнам» метала и возрождённого синтипопа, а ритмическое – более медийным, громким и творчески бесплодным диджеям.

Билл Либ
Билл Либ

Именно такова судьба и ансамбля Front Line Assembly – плодотворного, но жутко однотипного. Размеренность производства одного и того же звукового продукта ими была нарушена только однажды – выпуском сногсшибательного альбома «Echogenetic» (2013), удачно поэкспериментировавшего с интеграцией в индастриэл новомодных фишек из дабстепа, фючебасса, глитча и синтитпопа. Альбом получился вдохновенный и ориентированный на более обширную аудиторию, нежели верные своим институтским пристрастиям стареющие сисадмины поселковых администраций.

Группа Front Line Assembly
Группа Front Line Assembly

Но нынешний альбом «Механическая душа» – иной. С одной стороны, он вполне старообразный, с другой – весьма вызывающе смотрится на фоне всякого «неосоула», «нео-r’n’b», «артпопа», «индитроники», составляющих нынешний музпром. Теперь, возможно, удивившиеся миллениалы снова примутся деловито «переизобретать» индастриэл – но, как всегда в более нудных, жалостливых и безыдейных формах. «Mechanical Soul» – это не только один из очередных альбомов для верных фанатов. Это отличный экскурс в историю индастриэла (и как атмосферно-экспериментального музыкального направления, и как человеконенавистнической идеологии, и как инфантильно-эскапистской тусовки). Но «с поправкой на современность»: всё равно нынешние технологии, музыкальные моды и социальные трансформации оставляют свои отпечатки на звучании, не позволяя ему замкнуться в голимое ретро. Существование такой музыки сегодня – это вопрос-вызов из 2000-х: «Дожили? К чему пришли, постчеловечки? Построили справедливое общество разумного потребления и охраны окружающей среды?..»

Треки

«Purge»

«Glass and Leather»

«Unknown»

«New World»

«Rubber Tube Gag»

«Stifle»

«Alone»

«Barbarians»

«Komm, stirbt mit mir»

«Time Lapse»

«Hatevol» (Black Asteroid Mix)

Автор – Кирил Кунгурцев

ОСТАВЬТЕ СВОЙ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Причина, по которой Джон Леннон не любил знаковый для «Битлз» альбом Abbey Road

Альбом Abbey Road, которым поклонники The Beatles восхищались, а сам «битл», Джон Леннон, не любил Abbey Road — одиннадцатый студийный альбом британцев The Beatles, который...

История Реми Вольф, девушки, которая собирает миллионы просмотров на YouTube и обожает собак

Биография Remi Wolf – детство, первые шаги, музыка Вдохновлённая абсурдизмом детского телевидения и добавлением собственной оригинальности, музыка Реми Вольф — это путешествие во внешние миры...

История «Ishome» – электронного проекта Мирабеллы Карьяновой

Всё о музыкальном проекте Ishome россиянки Мирабеллы Карьяновой Ishome — название электронного музыкального проекта, основанного уроженкой Краснодара Мирабеллой Карьяновой! О проекте заговорили ещё в 2013...

Похожие статьи

История Talking Heads, группы, прошедшей путь от панков до звёзд новой волны

Биография Talking Heads: начало пути, музыка, альбомы Talking Heads — американская рок-группа, образованная в 1975 году в Нью-Йорке. «Говорящие головы» вышли из панк-рока конца 70-х,...

Момент, когда Роберт Плант решил стать певцом

Почему Роберт Плант решил построить карьеру вокалиста – подробности о легенде Led Zeppelin Роберт Плант — широко известный во всём мире британский певец и автор...

Как Дэвид Гилмор поспособствовал выступлению Хендрикса на фестивале Isle of Wight в 1970 году

Как Дэвид Гилмор стал звукорежиссёром Джими Хендрикса для одного знакового шоу Джими Хендрикс — легендарный гитарист-виртуоз, певец и композитор. Его часто называют «Богом игры», а...

«Бон Джови» в СССР: как это было – о первом «Русском Вудстоке»

Как прошёл первый в СССР «Русский Вудсток» с участием Bon Jovi и других рок-звёзд Это случилось в августе 1989 года, на московском стадионе «Лужники»... «Moscow...

«Heroes» Дэвида Боуи – одна из последних записей Лемми, легенды Motörhead

Как Лемми Килмистер записал песню «Heroes» Дэвида Боуи Когда в сентябре 1977 года Дэвид Боуи выпустил трек «Heroes», он знал, что эта песня была произведением...

«The Eagles»: герои прошедших лет в прошлом и сегодня

Полная история музыкальной группы «Eagles»: биография, состав, фото и интересные истории «The Eagles» – одна из крупнейших и по-настоящему культовых рок-групп в истории не только...

История очаровательной Арианы Гранде – «наследницы престола Мэрайи Кэри»

Полная биография Арианы Гранде – детство, карьера, успех Ариана Гранде — певица, актриса, автор песен и музыкальный продюсер, ставшая сенсацией поп-музыки в 2013 году! Одни...

Как Dua Lipa захватила мир? Полная биография новой поп-принцессы

История Дуа Липы, американской поп-иконы Дуа Липа — британская поп-исполнительница, которая в миг покорила публику своим одноимённым дебютом 2017 года... Она начала свою музыкальную карьеру...

История Тейлор Свифт, американской кантри-королевы нашего времени

Всё о Тейлор Свифт: ранние годы, музыка, успех Тейлор Свифт — автор и исполнительница песен, которая произвела фурор в мире кантри-музыки в 2006 году, а...