Биография M.I.A: Всё о певице и о документальном фильме «Matangi / Maya / M.I.A»
Содержание
M.I.A. (Matangi / Maya) — британская исполнительница рэпа, продюсер и активист! Её композиции полны ярких политических и философских отсылок, что и привлекло к её персоне столь бурное внимание публики… Что касается музыкального стиля M.I.A, то он уникален! Творчество этой волевой женщины сочетает в себе такие направления, как дэнсхолл, электро, хип-хоп, попса…
Миа является первым артистом южноазиатского происхождения, который стал номинантом на Оскар и Грэмми в одном году! А по версии влиятельного издания Rolling Stone, — M.I.A. является одним из определяющих музыкантов современности! Певица также входит в сотку самых влиятельных людей XXI века. Недаром она была награждена Орденом Британской Империи… Предлагаем узнать её уникальную и отнюдь не весёлую историю становления (также поговорим о фильме «Matangi / Maya / M.I.A»)…
Кто такая M.I.A?
Просматривая документальный фильм Стива Ловериджа «Matangi / Maya / M.I.A.», вы просто не сможете не перенестись назад, в октябрь 2004 года, чтобы неожиданно осознать: есть что-то, связывающее вас с Майей Арулпрагамас.
У нас было всего двадцать минут на второе американское интервью Майи, и тогда я даже рассчитывать не мог на что-нибудь большее, чем беглый разговор с начинающим музыкантом, уже начавшим раскрывать свою крайне неправдоподобную предысторию. Она была рада поговорить, а я – послушать, все выглядело так, словно мне удастся быстро получить ответы на интересующие вопросы и вернуться к повседневным заботам. Однако неожиданно четко регламентированный диалог журналиста и поп-звезды превратился в задушевный разговор, наполненный личными историями и забавными анекдотами.

Ты должен был вовремя распознавать и обрабатывать рассказываемые детали, правильно интерпретируя спорные фразы и подбирая привычные для своего мироощущения аналоги. Вот здесь и возникла первая проблема – сложность восприятия особенностей иммигрантского образа жизни. Несмотря на все различия между мальчиками из Восточного Блока и девочками из Южной Азии, подчеркивающие пребывание мигрантов в западных городах, наши чувства и эмоции совпадают.
Многие из историй, которыми делилась со мной Майя почти четырнадцать лет назад в ту необычайно теплую октябрьскую субботу, станут краеугольным камнем её становления как личности.
– редактор NPR Music Пётр Орлов

Рождение в Шри-Ланке, сложные взаимоотношения с отцом, тяжелое материальное положение, бегство в Лондон, занятия танцами и музыкой для поддержания собственной национальной идентичности…
Все эти факторы сплелись воедино, сформировав органичного и целостного артиста с собственными взглядами на музыку и искусство в целом.
В то время вселенская усталость Майи была достаточно отчетливой, проявлялась в виде разнообразных факторов, которые одни рассматривали как маркетинговую напыщенность, а другие – как абсолютно непристойное для начинающих звезд (особенно темнокожих) поведение. Ситуация осложнялась недавним инцидентом 11 сентября 2001 года. В своих высказываниях относительно произошедшей трагедии артистка была одновременно и осмотрительной, и неосторожной, пребывала в особенно взволнованном состоянии.

«Я хочу развиваться в нескольких направлениях», – заявила она в конце интервью. «Я и политик, и поп-певица и… тот, кто смущен и все еще не может определиться с собственной идентичностью. Я просто пытаюсь отражать все размышления и переживания в творчестве, при этом оставаясь самой собой. А обычно это не то, что позволяет делать индустрия. Я представляю интересы беженцев, и я всегда буду их голосом. Это корни, которые я никогда не забуду, от которых ни за что не откажусь. Но я также горжусь жизненным опытом, накопленным в Великобритании, ценю те возможности, которые дала мне эта страна. Я стараюсь использовать все ресурсы по максимуму, чтобы донести до людей действительно важные вещи. Осталось только определиться, что конкретно я хочу рассказывать миру».
В то время M.I.A. еще не могла похвастаться обилием музыкального материала. Все, что у нее было, — это пара синглов и провокационный микстейп «Piracy Funds Terrorism», записанный совместно с DJ Diplo. Однако активно развивающиеся в то время социальные сети обеспечили необходимую поддержку, буквально стерев все границы: национальные, культурные, музыкальные.
M.I.A. стала настоящим революционным прорывом того периода
В последнем интервью (которое впоследствии было сокращено до 5000 слов и опубликовано в журнале «The Late, Great Arthur Magazine») Майя отметила, что её история и жизненная позиция входят в противоречие, превращаясь в важные элементы музыкальной индустрии. Хотя её поведение всегда носило революционный характер, оно оставалось довольно наивным.
Сочетание этих противоположностей и задали успешный старт карьере M.I.A., составили основу для биографического портрета в картине Ловериджа.

«Matangi / Maya / M.I.A.» — это о постоянной напряженности, присущей жизни мигрантов, это о вечном выборе между унаследованными традициями и ассимилированными ценностями.
А в случае с Майей эти обстоятельства становятся особенно острыми и экстремальными, ведь её отец – основатель повстанческого движения, организовавшего массовые акты смертников и стремившегося переустроить политическую арену.
M.I.A никогда не сможет похвастаться обыкновенной историей.
Большая часть видеоматериалов картины была отснята самой исполнительницей, что позволяет детальнее прочувствовать её характер, получить информацию «из первых уст». Остальные зарисовки снимались Ловериджем, который и руководил проектом «Matangi / Maya / M.I.A.» на всех стадиях производства. Будучи близким другом Майи, он попытался воссоздать цельный и правдивый личностный портрет.
Хотя документальный фильм и не отличается хронологической последовательностью, он наделен яркой визуальной составляющей, сквозной линией – поездкой M.I.A. в Шри-Ланку в 2001 году.

Она отправилась туда, чтобы одновременно задокументировать бедственное положение тамилов в период Гражданской войны, историю своей семьи, а также её увлекательное путешествие, целью которого было самопознание.
Данная сюжетная линия завершается и зритель переносится на десять лет вперед. M.I.A. стоит на сцене в Super Bowl, после полуторачасового выступления с Мадонной. События начинают разворачиваться слишком стремительно: певица демонстрирует свое отношение к системе («That’s what I do!»), сталкивается с судебными чиновниками НФЛ, а затем, выбравшись из Super Bowl, отправляется в гостиничный номер, где сворачивается калачиком на диване, недоумевающе оценивая собственные действия («What have I done?»).
Детство, начало пути…
Матханги «Майа» Арулпрагасам родилась в июле 1975 года в Лондоне, однако большую часть детства провела на севере солнечной Шри-Ланки. Когда в 1980-х годах гражданская война между тамильским меньшинством на севере и сингальским правительством на юге усилилась, ее отец присоединился к воинствующим тамильским тиграм, а остальная часть ее семьи бежала из Шри-Ланки, в конце концов вернувшись в Лондон. Там Арулпрагасам изучала изобразительное искусство. Девочка часто создавала произведения под влиянием конфликта, свидетелем которого она стала в детстве. Она впервые познакомилась с музыкальной индустрией в качестве графического дизайнера британской поп-панк-группы Elastica, а также ознакомилась с записывающим оборудованием, используемым продюсерами танцевальной музыки.
Назвав себя M.I.A., она записала сингл «Galang» в 2003 году.
Хотя было выпущено всего 500 копий песни, она мгновенно стала хитом на европейской клубной сцене! Вскоре в интернете распространились слухи об уникальном слиянии политически осознанной мировой музыки, хип-хопа с басовыми нотками, и дэнсхолла Южного Лондона…
Творчество
Творчество M.I.A. всегда было нацелено на то, чтобы рассказать людям о жизни беженцев и мигрантов, их трагическом опыте. Эти проблемы особенно ярко звучат в ее главном хите, ставшем номинантом на «Leftfield Grammy», возглавившем список лучших песен современности. Главное, что нужно знать о поп-музыке Майи, – она всегда тесно переплетала в себе личные и политические мотивы.
Предвкушение полноформатного альбома у ее поклонников усилилось с выпуском микстейпа Piracy Funds Terrorism 2004 года, спродюсированного американским продюсером Diplo. Хотя отрывки из дебютного альбома M.I.A. 2005 года циркулировали в интернете почти год, его выпуск по-прежнему вызывал большой интерес критиков. Название альбома, Arular, — это имя, которое взял ее отец, когда был тамильским тигром. На обложке альбома было изображено лицо самой M.I.A., окруженное коллажем из мультяшных танков и АК-47. Сборник принес певице большой успех, во многом — благодаря синглам «Galang» и «Bucky Done Gun»!
Второй альбом, получивший название Kala, был выпущен в 2007 году. В работе над ним приняли участие приглашенные продюсеры: Diplo и американская икона хип-хопа Timbaland. Более агрессивный и насыщенный семплами, чем его предшественник, Kala породил хит «Paper Planes»! Трек стал огромным прорывом не только для M.I.A., но и для диджея Diplo… Впоследствии он был использован в трейлере к фильму Джадда Апатоу «Ананасовый экспресс».
В 2009 году M.I.A. была номинирована на премию Американской киноакадемии за песню «O Saya», которая была рождена в процессе сотрудничества с индийским композитором А. Р. Рахманом и стала саундтреком «Миллионер из трущоб» (2008)
Хитовый сингл «Paper Planes» неожиданно был номинирован на премию «Грэмми» как рекордный трек года! Сама Миа, которая была на девятом месяце беременности и должна была родить в день церемонии вручения премии Грэмми в феврале 2009 года, выступила с рэперами TI, Jay-Z и Канье Уэстом и предоставила один из самых запоминающихся образов церемонии (три дня спустя она родила мальчика). Такое широкое освещение дало певице возможность выразить свою поддержку гуманитарной помощи гражданскому населению в тамильском регионе Шри-Ланки. Однако критики утверждали, что ее тексты песен и музыкальные видеоклипы выдают скрытую симпатию к воинствующему тамильскому сепаратистскому движению…
Выпущенный в 2013 году альбом Matangi был встречен более позитивно. Главным хит-синглом с него стала песня «Bad Girls».
В 2020 году M.I.A. выпустила новый сингл под названием «OHMNI 202091».
https://youtu.be/SRd2NQwALn8
Интересные факты о певице
- Любопытно, но Майя и ее сестра Кали получили свои имена в честь Махавидий (тантрические богини в индуизме).
- Отец будущей звезды учился на инженера в Москве, а мать — работала на королевскую семью: женщина пришивала медали на кители, за что получала хороший гонорар!
- По факты — о M.I.A. стало известно широкой аудитории благодаря диджею Diplo! К сожалению, в один момент эти двое прекратили какие-либо отношения… В связи с этим из «Википедии» даже была удалена вся ранее известная об их взаимоотношениях информация…
- После выхода в свет альбома «Arular» в адрес Майи полетело бесчисленное количество обвинений… Многие увидели в текстах песен с альбома поддержку террористических организаций! Из-за этого певице даже закрыли въезд в США (почти на год).
- M.I.A. является автором не только своих песен, но и клипов! Все сценарии певица сочиняет сама…
- «Buraka Som Sistema’s» — редкое видео, на котором Майя танцует и поет в Анголе!
Заключение
В своей картине Ловеридж идет на хитрость: он показывает кадры перекрестного допроса Майи на радио CBC, состоявшегося сразу после выхода шоу Билла Махера.
Тогда в студии HBO разгорелось настоящее ожесточенное противостояние, не лишенное обидных колкостей и провокаций. «Почему ты ведешь себя как Мик Джагер, приехав с маленького островного государства?» – откровенно троллил артистку ведущий. Градус напряжения стремительно повышался, а участники диалога не стеснялись переходить на личности. В целом, нарезка, представленная Ловериджем, изображает загнанную в угол женщину, которую со всех сторон атакуют мужчины, упрекая в гендерной и половой принадлежности, неискренности.
В одной из спокойных сцен, которых в фильме не так много, зритель видит удрученную Майю, которая делится самыми сокровенными переживаниями и заботами. Рассказывая о тяжелом периоде в музыкальной индустрии, она жалуется на усталость от «всего этого поп-мира», сообщает о перерыве в карьере. Престижнейшие концертные сцены и залы она готова менять на работу «морского инженера», занимающегося спасением беженцев в открытом море.
Ироничный режиссерский ход – в первую и последнюю сцену фильма включить видео нарезку, где Майя захватывает лодочные флотилии. Вот только это не обещанная морская работа инженера, а всего лишь съемки нового клипа «Borders».