Почему The Beatles распались? Действительно ли виновата Йоко Оно? Конец «извилистой дороги»…
Содержание
В апреле 1970 года мир потрясло печальное известие: Пол Маккартни заявил, что в связи с «личными, деловыми и музыкальными разногласиями дальнейшее существование Битлз невозможно». Упомянутая дата считается официальным закатом некогда легендарной группы… Но! Если хорошенько изучить историю, легко понять, что процесс «разложения» внутри коллектива начался гораздо раньше…

Рождение альбома Let It Be — как ознаменование финала…
В мае того же 1970 года был выпущен последний альбом группы «Let It Be». За месяц до этого — сольник Пола «McCartney». И по сей день многие историки уверены, что разногласия вокруг этих двух работ и стали причиной раскола The Beatles.

Дело в том, что МакКартни хотел вернуть творчество группы к очаровательной и лёгкой простоте, наивной и чистой примитивности ранних композиций… Но в работу вмешался легендарный, а ныне печально известный продюсер Фил Спектор. Фил решил украсить треки вычурным оркестровым миксом. И… его вмешательство сыграло роковую роль: параллельно «Let It Be», разгневанный МакКартни принялся за работу над сольным альбомом.
Остальные трое участников группы, а также руководство EMI, просили Пола не выпускать свой сольник до выхода «Let It Be». Ринго Старр даже навещал МакКартни лично, но был грубо выставлен за порог. При других обстоятельствах Пол, скорее всего, пошёл бы на уступки… Но микширование Фила Спектора стало для него последней каплей.

В своём пресс-релизе к выходу «McCartney» музыкант объявил, что «Битлз» больше нет.

Зёрна раздора
Столь смелое заявление коллеги привело Леннона в бешенство! Он и сам хотел покинуть группу ещё осенью 1969 года, о чём открыто заявил на встрече с руководством EMI после завершения работы над «Abbey Road». Его выступление на рок-фестивале в Торонто увенчалось успехом! Он хотел большего… Леннон хотел свободы. Позднее он говорил:
«Я дал жизнь этой группе, и только я мог закончить её существование…»

На самом деле, распаду великого бэнда поспособствовало множество событий: прекращение гастролей, смерть Брайана Эпстайна — менеджера группы, а также творческие разногласия самих участников. МакКартни всё больше интересовался современными поп-тенденциями, Харрисон был влюблён в музыку Индии, а творения Леннона отличались экспериментальными оттенками… Каждый хотел двигаться отдельно и самостоятельно, исключительно в своём творческом направлении. В итоге энтузиазм «Битлз» — как единой сплочённой команды — ослаб.

Если при работе над «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band» в 1966 году внутри коллектива присутствовал дух товарищества и уважения, то уже на записи «Белого альбома» были заметны творческие расхождения… А постоянные конфликты на этой почве окончательно подорвали единство ливерпульской четвёрки.
Виновата ли Йоко Оно?
Йоко Оно — японская художница-концептуалист — стала для Леннона не просто музой… После записи авангардного материала в домашней студии Джона — пара была практически неразлучна. Постепенно Йоко стала «пятым» участником группы… Как-то раз она плохо себя чувствовала. Тогда Леннон организовал для неё мягкую и уютную кровать прямо в студии! Разумеется, всё это ужасно раздражало его коллег по группе. В своём интервью Ринго Старр рассказывал:
«Это было очень непривычно — видеть Йоко на студии каждый день… У всех нас было воспитание северных англичан, что-то типа: «Мы добываем уголь, а наши жёны стряпают ужин». Присутствие Йоко угнетало… Она разрывала наше единство. Мы были одной сплочённой командой, и были против чужаков. А за исключением Джона, для нас она была именно чужаком… До этого студия объединяла нас, вот почему мы работали так качественно…»

Вскоре Харрисон начал ревновать Леннона к его возлюбленной. Он был слишком привязан к Джону, в частности — после совместных экспериментов с LSD и индийской медитацией.
Сегодня многие поклонники «Битлз» обвиняют в распаде бэнда Йоко, но у историка группы Кеннета Уомака иное мнение на этот счёт:
«Обвинения в адрес Йоко Оно несправедливы. Она никогда не возражала против существования The Beatles. Да, она досаждала своим присутствием на студии, но! Ключевую роль сыграла наркотическая зависимость самого Джона. Пагубное пристрастие снизило его продуктивность как музыканта. Периодически у него бывали творческие просветы! Но они были коротки… Вновь и вновь он возвращался к героину даже после попыток полностью от него отказаться…»
Амбиции Джорджа Харрисона…
Также не исключено, что расколу группы поспособствовал творческий рост Джорджа Харрисона. Если в первые годы Леннон и МакКартни были главными архитекторами песен группы, то на рубеже 1960-х годов всё заметнее становился талант Харрисона как композитора…

Начиная с середины 1960-х годов Джордж сочинял всё более зрелые и качественные композиции. Но вышеупомянутые лидеры продолжали отвергать его работы… Во многом, из-за возросшей конкуренции: если два автора «Битлз» вполне устраивало, то третий был ни к чему.
Разумеется, всё это способствовало отчуждению Харрисона от группы… Как-то раз, когда работа над заключительным альбомом «Let It Be» уже началась, Харрисон вылетел из студии с криками:
«Я умываю руки! Можете искать нового гитариста!»
«Если через неделю не вернётся, позовём Клэптона» — бесстрастно прокомментировал эмоциональный взрыв коллеги Леннон.

На самом деле, группа поставила точку в истории своего существования гораздо раньше 1970 года. Все эти конфликты, отчуждения, поиски творческого вектора — всё это сыграло большую роль. Нельзя сказать, что лишь Йоко Оно во всём виновата. Ровно как нельзя и оправдать её… К сожалению, такое случается, когда работающие бок о бок долгое время гении устают от оков… Каждому из легендарной четвёрки хотелось свободы. И раскол коллектива был единственным шансом заполучить её…