История альбома «Are You Experienced» (1967) группы Jimi Hendrix Experience
Содержание
Are You Experienced (1967) – первый альбом The Jimi Hendrix Experience. «Опытен ли ты» представляет собой музыкальный дебют англо-американской группы «The Jimi Hendrix Experience», изданный в мае 1967-го британской компанией «Track Records» и в августе того же года – в США в студии «Reprise Records». Это яркий и результативный дебют в развитии рока. Благодаря этому событию, Джимми Хендрикс стал новым кумиром мирового уровня. Журнал «Guitarist» присудил альбому лидерство в своей версии «наиболее влиятельных во всей музыкальной истории».

Телевизионный канал VH1 разместил его на 5-ой позиции среди лучших во все времена – по версии 2001 года. «Rolling Stone» – на 15-ой в числе 500 лучших во всей музыкальной истории. «Creem» – на 6-ой позиции в числе десяти лучших альбомов металла 1960-х. «New Musical Express» поставил его на 29-ю позицию. Не так давно, в 2005-м, альбом внесли в перечень национальных записей библиотеки Конгресса США.
Восхождение Джими Хендрикса

В действительности Хендрикс непросто и долго шёл к успеху. Его семья жила бедно, он рос запущенным ребёнком, закрытым и крайне восприимчивым. В подростковом возрасте он получил в подарок первую акустическую гитару и начал активно пробовать играть, наблюдая, как это делают другие; запоем слушал музыку, впитывал рекомендации тех, кто опытнее.
В 17 отец вручил ему электрогитару. Как вспоминали тогдашние его товарищи, разделявшие музыкальные увлечения, невероятным акробатическим вывертам, в том числе игре зубами и вслепую, когда инструмент вообще за спиной, Хендрикс научился у друга Рэйли Снайпса, игравшего в сиэттловской группе «The Sharps». Джимми сразу перенял неподражаемую манеру Чака Берри ходить вразвалочку, однако его кумиром оставался Элвис Пресли, приезжавший в Сиэттл в 1957-м. Хендрикс был очень неравнодушен к блюзовым мелодиям: он жадно поглощал музыку Мадди Уотерса и Би Би Кинга на отцовских пластинках.

К 19-ти годам у Джимми были некоторые сложности с полицией: его не раз замечали в угнанных авто – дважды арестовывали за это. Нужно было выбирать: или двухлетнее тюремное заключение, или армия. Джимми выбрал второе, и оказался в 101-ой воздушно-десантной дивизии Штатов, которая была дислоцирована в штате Кентукки. Это был явно не армейский человек: стоя на вахте, он засыпал, спустя рукава исполнял приказы, часто обращал на себя внимание, стрелял очень посредственно. Спустя год командование выступило с ходатайством о его отзыве, и Хендриксу это было только на руку.
И потом начался непростой путь к музыкальному Олимпу. Хендрикс немало мыкался в различных Штатах, колесил по Америке от севера к югу и от запада к востоку. Входил в «The Isley Brothers», выступал с Литтл Ричардом. Именно тот научил Хендрикса носить кричащую вызывающую одежду, и по аналогии с ним Джимми отпустил усы. Уже в 1966-м музыкант признавался:
«Мне хочется вытворять с гитарой то, что делает с собственным голосом Литтл Ричард».
Серьёзное намерение. Хендрикс тогда уже мог делать знаменитые трюки с гитарой, играя в самых разных позах. Во время выступлений он упоённо и виртуозно солировал, что привлекало внимание фанатов: они зачарованно смотрели не на главного кумира, а именно на Хендрикса. Это и стало причиной его увольнения и ухода от Литтл Ричарда. Джимми играл ещё с несколькими музыкантами, проводил записи других групп в качестве приглашённого исполнителя. Настал момент – и он создал группу, назвав её «Jimmy James and The Blue Flames» – ребята активно выступали в нью-йоркских клубах.
Зимой 1966-го на одном из подобных выступлений Джимми познакомился с Линдой Кейт, знавшей гитариста «Роллингов» Кейта Ричардса. Она обратила внимание менеджера «Роллингов» Эндрю Олдхэма и продюсера Сеймура Стейна на начинающего музыканта, однако те были явно не в восторге от его композиций. Линда свела его тогда с Чесом Чэндлером, и это оказалось очень кстати. Чэндлер тогда заканчивал карьеру басиста у прославленных на то время «The Animals» и рассчитывал быть менеджером и продюсером кого-то из начинающих. И звёздный час обоих пробил.

The Jimi Hendrix Experience и первые записи
Чэндлер позвал Хендрикса в Британию, заключил с ним контракт, после чего стал продюсировать и продвигать его группу. В её составе были гитарист Ноэль Реддинг (басовые партии) и ударник Митч Митчелл, британцы. Продюсер ввёл нового подопечного в круг звёзд английского рока – Пита Таунсенда из «The Who», Эрика Клэптона из «Cream». Пойдя навстречу продюсеру, группа, где состоял Клэптон, позволила Хендриксу выступать вместе с ними в джем-сейшне, и потом дружба Клэптона и Хендрикса укрепилась, чтобы уже не прерваться до самого момента смерти Джими.
Чэндлер сделал подписку группы Хендрикса на вновь созданный лейбл «Track Records», едва основанный менеджерами «The Who» Китом Ламбертом и Крисом Стэмпом.
Альбом «Are You Experienced» (1967)
Новички издали друг за другом три сингла под руководством Чэндлера, и все они оказались в британском ТОП-10. Хотя первый – «Hey Joe/Stone Free» – нужно было издать в «Polydor Records» (конец 1966), так как «Track Records» тогда пока не приступила к своей деятельности официально. Последующие синглы были изданы уже там – «Purple Haze/51st Anniversary» – в качестве начального релиза нового лейбла, у сорокапятки был специфический белый лейбл – и «The Wind Cries Mary/Highway Chile» (май 1967).
Тогда же была сделана запись и прочих композиций, включённых в состав стартового альбома. Как принято у англичан, композиции, изданные синглами, в альбом не входили, вот почему он оказался издан в майской версии без них. Альбом недавно прогремел на всю Европу, заняв вторую позицию в британских списках, и были все шансы лидировать, если бы одновременно не издали «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band» «Битлз», который обосновался на первой позиции рейтинга надолго.

Разные издания и версии…
На европейском континенте альбом издавался тремя различными студиями звукозаписи. Это была, прежде всего, «Track Records», разработавшая самобытную обложку с фото Брюса Флеминга. Ещё одна вариация – независимый лейбл «Barclay Records» во Франции с совершенно непохожей обложкой, где помещено фото Хендрикса во время телеэфира на фоне психоделически оформленной графической декорации. Авторы проекта ещё и поставили знак вопроса в названии альбома.

Наконец, третьей вариацией стала версия «Polydor Records» – в германской, итальянской и испанской частях европейского континента, с оригинальной британской обложкой. Важный нюанс – имя Джимми Хендрикса было обведено жёлто-зелеными буквами, в Италии – красными, в Испании – жёлтыми. Это был мономикс.
Есть ещё интересные детали при издании на разных континентах. Так, в ЮАР «Polydor» сняла с обложки фотоизображения, чтобы не провоцировать публику изображением негра. Наверное, это был единственный шанс издать там альбом. Обычный красный конверт с буквами на обороте. В Японии и на австралийском континенте «Polydor» издала альбом с обложкой «Track Records».
Успех, достижения, слава и концерты
Когда альбом прозвучал в европейских странах и Англии, Хендрикс и его команда оказались в роли постоянных кумиров многих известных телепередач. Во время их выступлений неизменно присутствовали фанаты – Эрик Клэптон и Джефф Бек, Брайан Джонс из «Rolling Stones» и вся команда «The Beatles», «The Who». Группа Хендрикса начала активно ездить и по Великобритании, и потом – по европейскому континенту. Пиком карьеры Хендрикса оказалось выступление 31 марта 1967-го, когда в финале он спровоцировал короткое замыкание и торжественно сжёг гитару прилюдно. И потом, важное значение в продвижении турне имели материалы, в которых администрация одного зала требовала больше не повторять ничего подобного, в противном случае грозя отказом от проведения концерта. Позиция Чэндлера была неизменной: он говорил, что компромиссов не будет.
Финальный концерт перед поездкой в Америку, летом 1967-го, был открыт песней «Битлз» «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band» из недавно изданного альбома с таким же названием. Среди звёздных гостей тогда в зале находились Маккартни и Харрисон, выразившие полный восторг прочтением песни. Хотя группа Хендрикса оказалась широко известна в Европе, этого нельзя было сказать про Штаты. Там начальный сингл прошёл незаметно, и повторять этот опыт явно не спешили. Помог Маккартни, порекомендовавший устроителям позвать Хендрикса на поп-фестиваль в Монтерее летом 1967-го. Это помогло вывести исполнителя и харизматичного шоумена на многотысячную фестивальную публику и зацепить внимание журналистов, работавших во время мероприятия. Помимо прочего, фестиваль снимали, и потом Д.А. Пеннебейкер снял документальную ленту, показанную в кинотеатрах Америки в 1969 году. А концерт Хендрикса, на котором тот сжёг гитару, стал настоящей легендой.

После фестиваля было ещё несколько хороших концертов на западе Америки, и затем студия «Reprise Records» захотела издать альбом «Are You Experienced» в Штатах и Канаде.
В американской версии есть множество значительных коррективов. Там нет песен «Red House», «Can You See Me» и «Remember». Зато включены три песни, изданные синглами в Европе, однако неизвестные американцам. В их числе: «Hey Joe», «Purple Haze» и «The Wind Cries Mary». Логику следования композиций утвердил Хендрикс, но «Red House» убрали вопреки его желанию. Аргументом было то, что в Штатах и Латинской Америке не особо жалуют блюз. Обложка тоже была изменена – на более яркое психоделическое оформление. В центре было размещено фото всей команды, снятое объективом «рыбий глаз» фотографом-новатором Карлом Феррисом. Изданный летом 1967-го в стерео и моно вариантах, альбом стремительно прорвался в списки и оставался в них год, до момента выхода нового альбома.