Jefferson Airplane – «Somebody to Love» и «White Rabbit» (1967)
Рассматривая прекрасный список рок-команд, олицетворявших собой довольно популярное в шестидесятых годах движение хиппи, невозможно обойти стороной легендарный бэнд, который подарил миру множество роскошных композиций… Группа Jefferson Airplane была в те времена на пике своей славы, и во многом участники коллектива были обязаны этим своей эксцентричной вокалистке Грейс Слик — красивой, харизматичной, с интересной и напористой манерой исполнения, которую лучше всего она прокомментировала сама:
«Я пела с такой энергией и даже гневом, который женщины той эпохи не отваживались высказывать».
Правда, эта яркая героиня возглавила Jefferson Airplane не сразу. Девушка появилась на свет осенью 1939 года в чикагском пригороде, и поначалу её жизнь не предвещала никакого свойственного рок-звезде бунтарства. Слик получила престижное образование, после чего некоторое время проработала моделью. В начале шестидесятых она вышла замуж и чуть было не погрузилась в рутинные будни классической домохозяйки. Но случившийся в то время музыкальный переворот, спровоцированный битлами, натолкнул девушку на мысль, что и ей стоит попробовать свои музыкальные способности. К тому же, Слик решила, что рок-музыканты получают гонорар гораздо солиднее, чем модели…
Первым коллективом, раскрывшим перед Грейс занавес в мир рок-музыки, стал The Great Society. По сути, группа представляла собой этакий семейный подряд: в её состав входил сам муж Грейс — Джерри Слик, а также его брат Дерби. Несмотря на все старания, бэнду так и не удалось взлететь на вершину славы, что заставило девушку искать новые возможности для реализации себя и своего таланта, которые она нашла в лице Jefferson Airplane. К тому времени группа уже выпустила весьма неплохой дебютный альбом и была на слуху. А тут и случай подвернулся удачный: вокалистка Сигни Андерсон забеременела, и, помимо Марти Балина, Jefferson Airplane нуждались ещё и в женском вокале. Ну, а дальнейшая история известна каждому: освободившееся место заняла Слик, принеся с собой несколько ценных вещей…
Мало кто знает, но два самых прославленных шлягера Jefferson Airplane были сотворены именно в составе предыдущей «семейной коммуны». Первым громким хитом стала «Somebody to Love», которая, по сути, представляла собой беспомощный крик разгневанной, обманутой в лучших чувствах женщины. Автором песни был Дерби Слик. Правда, первоначально произведение носило немного иное название — «Someone to Love». Песня была даже выпущена синглом, однако успеха так и не достигла. Jefferson Airplane подошли к её записи более тщательно и продуманно. В поисках идеального звука группа сделала около пятидесяти дублей! Однако старания того стоили. Результатом стала потрясающе динамичная, очаровывающая песня с умопомрачительной энергетикой.
В одном из интервью Грейс прокомментировала:
«Это потрясающая вещь, которую я просто обожаю исполнять. В ней я могу усиливать, или же, напротив, — уменьшать акценты. Мне нравится эта игра с сокращающейся громкостью и последующим затиханием».
Вторым суперхитом стала композиция «White Rabbit», авторство которой уже полностью принадлежит Грейс. Песня с завлекающим названием «Белый Кролик» являлась не чем иным, как отсылкой к старой, доброй и всеми любимой сказке про Алису в Стране Чудес. Но и не только… В эпоху хипповых шестидесятых огромной популярностью пользовались психотропные препараты по типу ЛСД. Тогда считалось, что такого вида «кислотный» наркотик не несёт никакого вреда, но даже напротив — расширяет границы сознания, раскрепощает фантазию и позволяет взглянуть на мир в совершенно новых ярких цветах. Те необыкновенные образы, которые обрисовал в своей сказке Кэрролл, как нельзя лучше подходили для красочного описания трипа после ЛСД. Тут тебе и гриб, съев который ты можешь увеличиваться и уменьшаться в размерах, и огромная гусеница, раскуривающая кальян, и живые шахматы… Наверное, именно Грейс Слик и стала первооткрывателем в некотором роде, связав сказку Кэрролла с наркотиками, что положило начало тенденции, продолжающейся и по сей день. Занятно, но вскоре после выхода в свет «White Rabbit» анонимным автором будет написана известная книга, представляющая собой записки наркозависимой девушки и названная по строчке из песни — «Спроси Алису».
Под стать тексту была наложена и дурманящая музыка с восточными мотивами гитары и тревожной дробью в ритме болеро. Позже Грейс рассказывала:
«Я бы не сказала, что «White Rabbit» представляет собой метафору для ЛСД. Скорее, песня повествует о любопытстве, преследующем вас на протяжении всей жизни. По сути, Белый кролик и есть ваше любопытство. Вспомните: Алиса по пятам следовала за ним, куда бы он ни шёл, и в итоге он привёл её к наркотикам, не так ли? А взять того же Питера Пена с позволяющей летать искристой пылью? Бросьте, во всех детских книжках пишется об этой чёртовой химии. И родители читали нам о ней, а мы и не подозревали, как здорово с её помощью можно проводить время».
Несмотря на столь смелый и неприкрытый наркотический подтекст, «White Rabbit» очень быстро оказался главным шлягером радиоэфиров и главным гимном «психоделического» рока в целом. И, кстати, даже сегодня этот трек пользуется огромной популярностью в массовой культуре: им частенько сопровождают неординарные события, демонстрацию галлюцинации либо приём наркотиков.
В результате Грейс Слик подарила Jefferson Airplane два потрясающих вневременных хита — «Somebody to Love» и «White Rabbit», которые стали самым большим прорывом за всю историю существования группы. Позже эти треки займут пятое и восьмое места в американском Billboard Hot 100. Последующие же композиции, увы, уже не достигнут подобного успеха, чего нельзя сказать о пластинках, которые разлетались с прилавков до начала семидесятых за считанные недели. Jefferson Airplane навсегда останутся ярким олицетворением эпохи хиппи и единственным бэндом, который в своё время отметился на трёх легендарных хиппи-фестивалях — в Монтерее, Вудстоке и Алтамонте.