Post date:

Category:

Grateful Dead — Live/Dead (1969)

Концертный альбом «Live/Dead» – первая официальная и четвёртая по счёту работа американской рок-группы Grateful Dead, название которой переводится как «благодарные мертвецы». Альбом вышел осенью 1969 года при содействии Warner Bros. Records.

Короли американского рока Grateful Dead и их альбом 1969-го года «Live/Dead»

Фото для альбома Live/Dead: The Grateful Dead. Фотограф: Боб Минкин
Фото для альбома Live/Dead: The Grateful Dead. Фотограф: Боб Минкин

Концертный альбом «Live/Dead» – первая официальная и четвёртая по счёту работа американской рок-группы Grateful Dead, название которой переводится как «благодарные мертвецы». Альбом вышел осенью 1969 года при содействии Warner Bros. Records. Само название пластинки дословно переводится весьма каламбурно – «Живой/Мёртвый», если учесть, что словом «Livе» обозначается концертная запись, а «Dead» нередко используется как сокращённая аббревиатура наименования рок-команды.

В альбом включены записи с трёх разных концертов за 1969 год. Сама запись проводилась при помощи шестнадцатиканальной мобильной студии. По тем временам, 16 дорожек – это было очень круто! В том же году на высокооснащённой английской студии EMI Records, располагавшейся на самой оживлённой улице Лондона Эбби-Роуд, также появился шестнадцатидорожечный магнитофон. Однако, по причине бюрократических задержек, ему пришлось долгое время стоять не раскопанным. Тогда британской группе The Beatles вместе с их продюсером Джорджем Мартином пришлось использовать это чудо техники практически нелегально, чтобы записать альбом «Abbey Road».

Grateful Dead — Live/Dead (1969)
Лицевая сторона альбома

На одной из вечеринок, устроенной пропагандистом ЛСД Кеном Кизи, Grateful Dead познакомились с Оусли Стэнли – американским звукорежиссёром и ключевой фигурой развивающейся тогда контркультуры хиппи.

Grateful Dead — Live/Dead (1969)
Случайный ретроспективный кадр: Стэнли Оусли (слева) с лидером Grateful Dead Джерри Гарсией, в конце 1960-х.

У Стэнли была кличка «Медведь», и в округе Сан-Франциско он числился как «тайный химик», из-за своего пристрастия к ЛСД-кулинарии. Однако, помимо этого мастерства, Оусли практически в совершенстве обладал звукооператорскими навыками. Так, это знакомство подарило рок-группе гастрольного менеджера, который вскоре стал её звукооператором. Стэнли отвечал за качество звучания во время живых концертов, а также послужил для Grateful Dead некой музой, вдохновившей группу на смелое экспериментирование со звуками, что привнесло в их композиции новые электронно-акустические ноты. Оусли Стэнли сделал большой вклад в усовершенствование концертной аппаратуры группы.

Он оказался мастером в инженерно-акустическом деле, положив начало двум громким фирмам: Alembic Inc, занимавшейся производством музыкального оборудования класса high-end под заказ, и MeyerSound, специализировавшейся на изготовлении высококлассной акустической аппаратуры. Усердием звукооператора команда была оснащена первоклассной акустикой для концертных выступлений. Оборудование издавало такие громкие и чёткие звуки, что фанаты, не вмещавшиеся в обычно забитую до отказа концертную площадку, имели возможность в полной мере оценить старания кумиров даже вне её пределов. Стэнли искусно выстраивал целую звуковую стену из мощнейших гигантских колонок, наличием которых могли похвастаться лишь единицы из тогдашних музыкальных групп. Инженер-акустик стремился эффектно скомбинировать технические показатели оборудования со стильным дизайном.

Grateful Dead — Live/Dead (1969)
Задняя сторона альбома

Grateful Dead хорошо поднялась и прославилась, став уже чем-то большим, нежели обычная рок-группа. Однако Стэнли хорошо их спонсировал, выделяя ребятам солидные деньги на жизнь, которые ему приносила его акустическая «архитектура». В большей степени, прославленные музыканты представляли собой хипповую коммуну, в которой можно было встретить кучу друзей и подруг со своими друзьями – в общем, множество халявщиков, которые были не прочь потусить за чужой счёт. Музыканты бескорыстно предоставляли бесплатное жильё, продукты, а порой даже алкоголь с наркотиками. Именно в этой среде Стэнли и проявлял свои способности, искусно изготавливая для хипповой коммуны ЛСД, который в то время считался легальным. Ходят слухи, что за два года Оусли произвёл свыше 1 200 000 доз этого галлюциногенного препарата, большая часть которых была роздана совершенно даром. Именно это и делает Стэнли не просто основателем сан-францисской контркультуры, но и одним из ключевых сторонников антитоталитарного и антивоенного движения 1960-х.

Этот мега-человек неустанно заседал за пультом во время концертных выступлений группы, включая и те, записи которых были добавлены в работу Live/Dead. Оусли любил вести концертные записи, и делал он это не только для альбомов. Он договорился с ещё одним музыкально-акустическим мастером – Роном Уикершем, чтобы тот изготовил специальный звуковой распределитель для микрофонов, с помощью которого концерты стало бы возможно записывать без ущерба качеству звучания. Но, однозначно, главный акцент оставался на самих исполнителях. Пластинка Live/Dead – это не просто альбом. Это живой пример импровизационного мастерства группы во время концертных выступлений, а также некий музыкальный памятник эпохе сан-францисской контркультуры. Фотоснимки, размещённые на внутренней стороне разворота, будто переносят в ту атмосферу. Весёлые и живые молодые лица, задорно улыбающиеся на концертной площадке… Или фото самой Grateful Dead, на котором один из музыкантов упал в полной отключке? Бесспорно, это здорово поднимет настроение в сочетании с самими треками альбома!

Запись композиций «Dark Star» и «Saint Stephen» была сделана в декабре 1960-х, во время концертного выступления в Fillmore West, а «The Eleven» и «Turn On Your Lovelight» – месяцем ранее в Avalon Ballroom.

«Тёмная звезда» – самый короткий трек – всего 2 минуты, вышедший в 1968 году. Сами же исполнители обожали эту композицию. Это была их фирменная фишка: растянуть во время концерта двухминутный трек до 20, а то и 30 минут! Тогда фанатам Grateful Dead позволялась свободное ведение концертной записи, что объясняет существование множества записанных вещей, но достаточного скверного качества. Именно поэтому первая официальная концертная работа – Live/Dead, записанная в хорошем звучании, стала величайшим подарком для всех преданных фанов.

Grateful Dead — Live/Dead (1969)
Set 2 Fillmore West, Сан-Франциско, Калифорнии. 27 февраля 1969

Великое разнообразие записей «Dark Star» породило вокруг композиции множество споров. Фанаты пытались установить продолжительность самой длинной вариации сингла. Одни утверждают, что такой игрой было исполнение песни в декабре 1973 года. Тогда группа растянула композицию почти на 44 минуты! Однако более внимательные знатоки помнят и ещё одну, более длинную версию. Летом в конце 1960-х игра «Dark Star» продолжалась на протяжении 63 минут! Правда стоит отметить, что в неё было включено десятиминутное исполнение «The Eleven». Но на самом деле, эту версию нельзя в полной мере считать достижением Grateful Dead, ведь группа играла её с уже изменённым составом – без Вейра и Маккернана. По большей части, одной из самых продолжительных вариаций можно назвать игру, исполненную в мае 1972 года. За счёт четырёхминутного барабанного соло, которое было включено в качестве неотъемлемой части трека, продолжительность составила 47 минут.

В самом же альбоме «Dark Star» играет 23 минуты, 13 из которых состоят из гитарного соло Джерри Гарсия. Отрывок трека, кстати, был включён в культовый киношедевр «Забриски Пойнт».

Начиная с 1975 года композиция «Dark Star» всё реже звучала на концертах. По этой причине попасть на концертное выступление группы, на котором бы звучала Тёмная звезда, было для фанатов всё равно, что найти слиток золота. Узнав об этом, Grateful Dead нередко дразнили публику: они специально начинали со вступления заветной песни, а после резко переходили к исполнению другого трека.

Идея создания двойного концертного альбома родилась не просто так. С начала осени 1968 года и по начало весны 1969 года команда много времени проводила за работой над «Aoxomoxoa». Warner Bros. Records, их звукозаписывающая компания, дала среднюю стоимость работе, которая по тем временам считалась просто огромной, 180 000$. Данная сумма была записана на счёт рок-группы в качестве долга, в счёт дальнейших продаж. Тогда кому-то из участников пришла мысль создать двойной концертный альбом. Так можно было бы дать компании три пластинки по цене одной. В дальнейшем Live/Dead словил огромный финансовый успех, и записывающая компания с лихвой окупила свои вложения.

Конверт оригинальной пластинки нестандартно и эффектно оформлен с обеих сторон: лицевую украшает крупная надпись «Live», а обратную – «Dead», классно выделяющаяся на фоне флага США, на котором звёзды заменены черепами. Также, если хорошенько присмотреться, то верхняя часть Dead скрывает в себе слово «Acid», которое часто служило завуалированным названием ЛСД.

Grateful Dead — Live/Dead (1969)
Группа “Grateful Dead”

Как только альбом вышел в свет, знаменитый критик рок-музыки Роберт Крайтсгоу отметил, что вторая сторона – кладезь лучших импровизаций в стиле рок, которые он когда-либо слышал.

Live/Dead – работа, обогащённая искусностью рок-импровизаций. Альбом попал в топ-500 лучших альбомов в музыкальной истории, по мнению журнала Rolling Stone, и, стоит отметить – занял 244 позицию, что вовсе не плохо. Он также вошёл в книгу Роберта Даймери «1001 альбом, которые надо послушать, прежде чем умрёшь».

 

FLEETWOOD MAC: история песни Go Your Own Way/Можешь идти своим путём

Альбом Rumours рок-группы Fleetwood Mac входит в списки «лучших альбомов 70-х» и «лучших альбомов всех времён», а также является одной из самых продаваемых пластинок....

Макс Рихтер: саундтреки к фильму «Белый парень Рик». Часть 2

Герой фильма Белый парень Рик – Ричард Верш-младший – реально существующий человек. Он отбывает пожизненный срок и по сей день. Пронзительную музыку к картине написал...

Песни из фильма «Верю в любовь» (OST I Still Believe)

Саундтреки и песни из фильма «Верю в любовь» Музыкант Джереми Кэмп делится с нами своей трогательной и печальной историей в новом фильме «Верю в любовь»....

Похожие статьи

FLEETWOOD MAC: история песни Go Your Own Way/Можешь идти своим путём

Альбом Rumours рок-группы Fleetwood Mac входит в списки «лучших альбомов 70-х» и «лучших альбомов всех времён», а также является одной из самых продаваемых пластинок....

Макс Рихтер: саундтреки к фильму «Белый парень Рик». Часть 2

Герой фильма Белый парень Рик – Ричард Верш-младший – реально существующий человек. Он отбывает пожизненный срок и по сей день. Пронзительную музыку к картине написал...

Песни из фильма «Верю в любовь» (OST I Still Believe)

Саундтреки и песни из фильма «Верю в любовь» Музыкант Джереми Кэмп делится с нами своей трогательной и печальной историей в новом фильме «Верю в любовь»....

Саундтреки Верю в любовь (I Still Believe OST)

Саундтреки «Верю в любовь» Картина основана на мемуарах музыканта Джереми Кэмпа. Фильм «Верю в любовь» посвящен роману Кэмпа с его первой женой Мелиссой, на которой...

Песни из Тролли. Мировой тур (Soundtracks Trolls World Tour)

Песни и саундтреки из фильма Тролли. Мировой тур Поппи (Анна Кендрик) и Бранч (Джастин Тимберлейк) возвращаются в сиквеле про Троллей – музыкальном хите от DreamWorks...

Саундтреки Тролли. Мировой тур (Trolls World Tour OST)

Саундтреки Тролли. Мировой тур «Тролли. Мировой тур» – американский анимационный мюзикл-фильм производства DreamWorks Animation. Он является продолжением фильма «Тролли» 2016 года. Дата выхода картины 19...

Макс Рихтер: саундтреки к фильму «Белый парень Рик». Часть 1

Культовый фильм 2018 года Белый парень Рик с Мэттью МакКонахи в одной из главных ролей, к сожалению, не стал сенсацией и не получил «Оскара»....

Джонни Кэш в «Маппет-шоу»

https://youtu.be/pmeVwYojB-s В начале 1980-х карьера Джонни Кэша в области звукозаписи была малоуспешной. После его хита номер один 1976 года One Piece at a Time, только...

Сэмми Хагар: Топ-10 вокальных исполнений

Неповторимый Сэмми Хэгэр – один из тех выдающихся и неоспоримых талантов, которые могут творить чудеса своим голосом. Вокал повторяет личность Сэмми. А он –харизматичный,...