Дата публикации:

Категория:

Goldfinger (1964) – Shirley Bassey (Ширли Бэсси) – Всё о песне…

Впоследствии «Goldfinger» вошёл в сотку известнейших мелодий кинематографа США. А в 2008 году сингл был включен в зал славы премии «Грэмми»...

История золотой классики: Goldfinger Ширли Бэсси и история её создания…

«Goldfinger» — легендарная классическая композиция, впервые исполненная Ширли Бэсси в 1964 году. Песня была написана Джоном Барри, Лесли Брикассом и Энтони Ньюли специально для одноимённого фильма о Джеймсе Бонде. Впоследствии свои кавер-версии на неё выпустили такие художники звука, как Dr. Evil, Max Power и другие…

Прошло более полувека, а эта песня по-прежнему стоит выше всех других в сериале о Джеймсе Бонде! Она гармонично объединяет музыку, которая передает вездесущее чувство интриги, приключений, зла, богатства и гламура… И кто бы мог подумать, что в далёком 1964 годуеё чуть было не сняли с фильма! Просто продюсер Гарри Зальцман сказал: «Это — худшая песня, которую я когда-либо слышал в своей жизни! (здесь также присутствовала пара ругательств, при помощи которых Зальцман подчеркнул своё явное неодобрение… Но мы их опустим)» Но песне повезло! Её оставили лишь потому, что до британской премьеры фильма оставался ровно месяц и времени писать новую не было. И каково было удивление нашего многоуважаемого «музыкального гурмана», когда трек не просто выстрелил… «Goldfinger» стал всемирно известной песней, предметом всеобщего признания и фирменным хитом Ширли Бэсси!

Обложка сингла Goldfinger
Обложка сингла Goldfinger

«Касание Мидаса»

Джон Барри впервые попросил Бэсси записать номер, когда выступал в качестве ее дирижера во время национального турне в декабре 1963 года. Стоит отметить, что к певице он испытывал романтический интерес… Тогда текст «Goldfinger» ещё не был написан. Что ж, послушаем воспоминания самой исполнительницы:

«Он сказал: «Есть новая песня для фильма о Джеймсе Бонде, «Голдфингер» называется. Мне бы очень хотелось, чтобы именно ты её исполнила… Я знаю твоё правило: ты никогда не слушашь песню, в которой нет слов. И я должен вас предупредить: здесьдействительно есть только музыка, которую я написал. Лирика пока наподходе…» И поскольку у нас с ним были прекрасные отношения во время нашего тура, я сказала: «Ну хорошо, я послушаю это. Я нарушу свое правило». Сегодня я очень счастлива, что сделала это… Когда он начал играть, я вся покрылась мурашками… И я сказала: «Меня не волнует, каковы слова этой песни. Я сделаю это!» К счастью, слова были великолепны…»

Ширли Бэсси
Ширли Бэсси

С мелодией «Goldfinger» также связана довольно любопытная история…

Первоначально режиссёр фильма Гай Хэмилтон указал Джону на «Mack The Knife» как на образец «грубой и сильной» песни о заклятом враге, которая могла бы его вдохновить… После этого композитор с головой погрузился в работу: он работал над музыкой ночью и днём, и в конце коцов создал мелодию, в которой использовалось слово «Голдфингер»! Однако на следующее утро сосед Барри по квартире, актёр Майкл Кейн, был вынужден огорчить приятеля… Когда за завтраком Джон сыграл первые три ноты, Кейн немедленно заявил: «Это «Лунная река»», имея в виду тему из фильма 1961 года «Завтрак у Тиффани». Тогда Барри добавил медную линию из трёх нот, чтобы скрыть сходство, однако и это не обмануло авторов текста… Как только они услышали мелодию, то посмотрели друг на друга и спели «Голдфингер» под мелодию «Лунной реки»! Впрочем, Джон Барри не был удивлен.

Со своей стороны, Лесли Брикассом и Энтони Ньюли рассказали коллеге о том, как Аурик Голдфингер (герой фильма) наказывает свою помощницу Джилл Мастерсон за то, что она предала его, заставив её позолочить до смерти… Это побудило их придумать фразу «касание Мидаса», которая, в свою очередь, обеспечила лирический образец для песни и помогла закончить работу за пару дней.

И вот, 14 мая 1964 года Энтони Ньюли записал проникновенную демо под аккомпанементы Джона Барри, и это послужило основой для дальнейшего выхода Ширли Бэсси…

Правая рука

Тем временем, сочинив саундтрек и аранжировав знаменитую тему «Джеймса Бонда», Барри мог похвастаться недюжинным напором его дерзких джазовых оркестровок… Рядом с ним за консолью сидел инженер Эрик Томлинсон, который вспоминал:

«Мне нравилось работать над этими фильмами о Бонде, и мне очень нравилось работать с Джоном Барри… Он был чрезвычайно талантливым человеком, и, хотя он мог быть очень настойчивым в том, как все должно звучать, мы отлично ладили!»

Эрик Томлинсон у доски Telefunken в Cts...
Эрик Томлинсон у доски Telefunken в Cts…

Всё началось с того, что Эрик Томлинсон — поклонник джаза и биг-бэндов — по выходным помогал своему знакомому, работающему на Radio Luxembourg, подключать кабели и устанавливать микрофоны. Этим человеком был Аллен Стэгг, будущий менеджер EMI Studios на Abbey Road. И когда он получил работу в качестве менеджера IBC Studios на Portland Place в центральном Лондоне, он пригласил Эрика присоединиться к нему в качестве помощника инженера. Вскоре Томлинсон начал учиться игре на канатах, записывая различные формы оркестровой музыки и музыки «легкой для прослушивания», а также работал с джазовыми исполнителями, такими как Джонни Данкуорт и Клео Лэйн. В 1959 году он работал над своей первой музыкой к фильму «Джон Пол Джонс» для композитора Макса Стайнера.

До этого очень немногие студии, в том числе крупные британские кинокомплексы, имели возможности для записи крупномасштабной оркестровой музыки из фильмов, поэтому CTS предложила удобно расположенную альтернативу, способную разместить около 65 музыкантов в своей прямоугольной комнате размером 85 x 40 футов, в то время как относительно простая диспетчерская была оборудована консолью Telefunken с 12 входами, трехдорожечной магнитофонной кассетой Philips, нестандартными мониторами Tannoy и, с точки зрения эффектов, парой эхопластин EMT.

«Эта студия изначально была построена как банкетный зал для универмага Whiteleys, — рассказывал Томлинсон. — У них был оркестр, играющий среди пальм в горшках, и это была, по сути, очень большая чайная комната. Затем она превратилась в аукционный зал, так что это ни в коем случае не было акустически правильным. Но об этом позаботились спонсоры проекта CTS, и результат был потрясающим! Была занавеска, которую мы могли задернуть на полпути через комнату, чтобы до некоторой степени отделить струнную секцию от духовых и перкуссионных инструментов, так что общее звучание было очень управляемым…»

Оркестровые маневры

В аранжировке Джона Барри использовались саксофоны, духовые инструменты и ритм-секция. Вот что рассказал об «оркестровых маневрах» композитора Томлинсон:

«В начале сессии Джон Барри заставлял музыкантов пару раз пробегать его партитуру, чтобы убедиться, что у них правильный темп. Когда музыканты впервые вошли в студию, они ещё не знали, что они будут играть. Они услышали музыку впервые. Но это были первоклассные британские парни… Они были потрясающими. Они просто садились и говорили о скачках или футбольных результатах, а затем, как только Джон был готов, они начинали творить абсолютное волшебство…»

 

«…Музыканты сидели спиной к экрану, пока Джон смотрел фильм и дирижировал, и я не помню, чтобы у нас возникали проблемы. Однако был один случай, когда Эрик Роджерс, сочинивший музыку для «Carry On», раздражался и говорил ему: «Перестань смотреть в экран! Это очень дурной тон! Ты должен смотреть на меня!»

 

«Хотя мы с Джоном Барри очень хорошо ладили, он был требовательным человеком и никогда не был удовлетворен, — продолжает Томлинсон. — Он всегда говорил: «Давай сделаем еще один дубль», и именно поэтому Ширли Бэсси чуть не сорвала свой голос, когда ей пришлось ударить несколько раз по расширенной высокой ноте в конце «Goldfinger»! «Да, это очень хорошо, очень хорошо, — продолжал повторять Джон, — но я думаю, мы можем сделать ещё один дубль». Я помню, как Ширли побагровела и произнесла что-то, что я не уловил…»

 

«Я чуть не потеряла сознание…» — вспоминала Ширли Бэсси.

Ширли Бэсси...
Ширли Бэсси…

Успех

К счастью, все эти усилия окупились! «Goldfinger» стал единственным хитом Бэсси, попавшим в топ-10 США, достигнув восьмого места в Billboard Hot 100!

К тому времени, как песня достигла 21-й строчки в её родной Великобритании, альбом саундтрека имел большой успех! В 1965 году сингл лидировал в Billboard 200…

Джон Барри и Ширли Бэсси позируют со своими золотыми дисками для Goldfinger...
Джон Барри и Ширли Бэсси позируют со своими золотыми дисками для Goldfinger…

Между тем, помимо музыки Джона Барри для других фильмов, во время работы в CTS Эрик Томлинсон записывал работы многих других ведущих композиторов. Среди них был Рон Гудвин, чья популярная тема для звёздной комедии 1965 года «Воздушные приключения» стала источником напряженности для перезаписывающих микшеров Pinewood Studios Джона Митчелла и Гордона МакКаллума…

«Фильм снимали в Пайнвуде, там его дублировали, и они настояли на том, чтобы услышать результат нашей первой утренней работы», — вспоминает Томлинсон. «У них была машина, ожидающая снаружи, чтобы забрать кассету с музыкой, и уже около полудня мы получили телефонный звонок… Нам сказали: «Это бесполезно». Тем же вечером мы поехали в Пайнвуд, где нас встретила вся звуковая группа и их менеджер, которые сказали нам, что в нашей музыке слишком много эха! По их мнению, звуки были слишком далекими, они не работали на картину, которую нужно «чувствовать, а не слышать»… Затем они настояли на том, чтобы мы с Роном послушали то, что они считали правильной музыкой для фильма…»

 

«…Это оказалась довольно скучная панихида, и Рон Гудвин был потрясен. Но весь персонал Пайнвуда, который явно работал сверхурочно, твердил, что моя запись музыки Рона была слишком откровенной, в то время как вместо этого должна была быть очень мягким фоновым шумом… Итак, мы продолжили работу по-своему, музыка в конечном итоге была принята этим устаревшим звуковым отделом…»

К слову: с CTS связана очень причудливая, и, слегка, варварская история… А произошла она по вине самого Томлинсона, которому как-то раз на выходных показалось, что студия выглядит «немного скучной». Тогда он дал уборщицам из CTS инструкции, о которых вскоре пожалел:

«Это была разгруженная неделя, работы было очень мало, поэтому я подумал, что они могут убрать студию и слегка украсить ее…», — вспоминал Томлинсон. «Но когда я вернулся через пару дней, я обнаружил, что все было покрыто лаком! Включая пол, стены и даже матово-черный рояль! Они покрыли все, что видели, и студия была похожа на вход в ледяную пещеру. Поговорим о грустном — я не мог в это поверить! Древесина обычно помогала рассеивать звук, но теперь это место было непригодным для использования, поэтому я снова вызвал уборщиков, и они провели следующие два или три дня, используя много проволочной мочалки, чтобы все очистить. Однако пианино так и не вернулось в свое первозданное состояние… Хорошо, что хоть гитары не валялись».

И напоследок…

Что касается трека к фильму о Джеймсе Бонде, то впоследствии «Goldfinger» вошёл в сотку известнейших мелодий кинематографа США. А в 2008 году сингл был включен в зал славы премии «Грэмми».

Goldfinger (золотой сингл Ширли Бэсси)
Goldfinger (золотой сингл Ширли Бэсси)

Вскоре после успеха «Goldfinger» Эрик Томлинсон покинул CTS чтобы присоединиться к Anvil Films. Там он принял вызов реконструкции музыкального театра внутри устаревшего объекта Denham Studios, который был основан кинопродюсером и режиссером Александром Кордой еще в 1936 году! Высотой 50 футов, это было почти вдвое больше той комнаты, к которой Томлинсон привык в CTS! Студия могла вместить около 120 музыкантов!

«Основная зона представляла собой большую старомодную съемочную площадку с потолком высотой 50 футов, подиумом наверху и большим экраном в одном конце», — рассказывал Томлинсон. «Я построил диспетчерскую прямо в студии, с разделительной будкой рядом. Это было огромное место, и именно здесь саундтреки к «Звёздным войнам» и «Супермену» записывались вживую, без каких-либо наложений…»

 

«…На протяжении моей карьеры технический прогресс определенно улучшил конечный продукт. На самом деле, я думаю, что сейчас он достиг точки, когда в обозримом будущем не станет лучше. Объемный звук действительно сводит меня с ума, особенно, когда я ухожу в кино…»

ОСТАВЬТЕ СВОЙ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Дженис Джоплин и её первое выступление с Big Brother and the Holding Company – как это было

Дженис Джоплин: история первого крупного концерта «белой королевы блюза» Она — настоящая легенда. Её смелый образ, сильный необыкновенный голос, дерзкая манера исполнения на сцене... Абсолютно...

История восхитительной Бетти Дэвис, американской иконы фанка и соула

Биография Бетти Дэвис: ранние годы, музыка, жизнь с Майлзом Дэвисом Бетти Дэвис — американская певица в стиле фанк и соул, известная своими запоминающимися живыми выступлениями....

Топ лучших песен неповторимой фанк-соул- иконы 70-х Бетти Дэвис

Бетти Дэвис, подборка лучших песен – полный список Сегодня, по прошествии безумного количества лет, Бетти Дэвис всё ещё считается главное иконой фанка 1970-х. Можно по...

Похожие статьи

Песня Led Zeppelin, вдохновлённая «Суеверием» Стиви Уандера

Как фанковая «Superstition» Стиви Уандера вдохновила рок-гигантов Led Zeppelin Будем честны: между Стиви Уандером и Led Zeppelin не так уж много параллелей... Вернее сказать, их...

Стиви Уандер: биография гениального музыканта

Полная биография Стиви Уандера – от ранних лет до оглушительного успеха Стиви Уандер — знаковая фигура в мире популярной музыки второй половины XX века! Сегодня...

Причина, по которой Джон Леннон не любил знаковый для «Битлз» альбом Abbey Road

Альбом Abbey Road, которым поклонники The Beatles восхищались, а сам «битл», Джон Леннон, не любил Abbey Road — одиннадцатый студийный альбом британцев The Beatles, который...

История Реми Вольф, девушки, которая собирает миллионы просмотров на YouTube и обожает собак

Биография Remi Wolf – детство, первые шаги, музыка Вдохновлённая абсурдизмом детского телевидения и добавлением собственной оригинальности, музыка Реми Вольф — это путешествие во внешние миры...

История «Ishome» – электронного проекта Мирабеллы Карьяновой

Всё о музыкальном проекте Ishome россиянки Мирабеллы Карьяновой Ishome — название электронного музыкального проекта, основанного уроженкой Краснодара Мирабеллой Карьяновой! О проекте заговорили ещё в 2013...

История Talking Heads, группы, прошедшей путь от панков до звёзд новой волны

Биография Talking Heads: начало пути, музыка, альбомы Talking Heads — американская рок-группа, образованная в 1975 году в Нью-Йорке. «Говорящие головы» вышли из панк-рока конца 70-х,...

Момент, когда Роберт Плант решил стать певцом

Почему Роберт Плант решил построить карьеру вокалиста – подробности о легенде Led Zeppelin Роберт Плант — широко известный во всём мире британский певец и автор...

Как Дэвид Гилмор поспособствовал выступлению Хендрикса на фестивале Isle of Wight в 1970 году

Как Дэвид Гилмор стал звукорежиссёром Джими Хендрикса для одного знакового шоу Джими Хендрикс — легендарный гитарист-виртуоз, певец и композитор. Его часто называют «Богом игры», а...

«Бон Джови» в СССР: как это было – о первом «Русском Вудстоке»

Как прошёл первый в СССР «Русский Вудсток» с участием Bon Jovi и других рок-звёзд Это случилось в августе 1989 года, на московском стадионе «Лужники»... «Moscow...