Гил Скотт-Херон (Gil Scott-Heron) – Всё о музыканте
Содержание
Сегодня мало кто помнит о ранее известном американском поэте, писателе и философе Гиле Скотте-Хероне. Однако сложно переоценить то влияние, которое он оказал на несколько поколений музыкантов. Скотта-Херона называют одним из прародителей рэпа, гениальным джазовым исполнителем и борцом за справедливость. Как же жил этот легендарный певец и почему память о нём сохранилась в сердцах многих?
Биография
Гил Скотт-Херон появился на свет в апреле 1949 года в Чикаго, штате Иллинойс. Его мать Бобби Скотт была известной оперной певицей, а отец Гил Херон был ямайским футболистом, который в 1950-х годах стал первым чернокожим, игравшим за шотландский клуб «Селтик». Родители Гила развелись, когда он был ещё ребенком. Поэтому все своё детство он провёл у бабушки Скотт Лилли в Джексоне, штат Теннесси. Она была активным борцом за гражданские права, а также увлекалась музыкой. Её влияние на мальчика было неизгладимым: она купила ему первое пианино у местного гробовщика и познакомила его с творчеством джазового поэта Лэнгстона Хьюза, произведения которого отразились на всём последующем творчестве Гила. Он с любовью вспоминал свою бабушку в треке «Coming from a Broken Home» из своего дебютного альбома 2010 года «I’m New Here».

В средней школе Скотт-Херон ежедневно сталкивался с расовой дискриминацией – в классе было лишь трое чернокожих детей. Эти переживания он передал в своём первом томе неопубликованной поэзии, когда ему было только 12 лет. После смерти бабушки он переехал в Нью-Йорк, где начал жить со своей матерью. Первоначально они остановились в Бронксе, где Гил стал свидетелем тяжелейших условий жизни афроамериканцев.
Во время учёбы в нью-йоркской школе Скотт-Херон познакомился с работами другого ведущего чернокожего писателя Лероя Джонса, известного как Амири Барака. В Бронксе не по годам развитый писательский талант мальчика был признан учителем английского языка, и Гилу было рекомендовано место в Филдстоне. Оттуда он получил место в университете Линкольна, штат Пенсильвания, где Скотт-Херон познакомился с музыкантом Брайаном Джексоном, с которым создал группу «Black & Blues». Впоследствии Джексон будет незаменимым участником группы Гила и его верным другом. На втором курсе университета, в 1968 году, Скотт-Херон бросил учёбу, чтобы написать свой первый детективный роман под названием «Стервятник», действие которого разворачивается в гетто. Когда он был опубликован два года спустя, Гил решил записать одноимённую пластинку.

Несмотря на то что Скотт-Херон так и не окончил учёбу, он был принят на семинары по литературе в Университете Джона Хопкинса, где в 1972 году получил степень магистра и начал преподавать литературу в Университете округа Колумбия в Вашингтоне. Параллельно Гил продолжал заниматься музыкой.
Творческий успех
В университете Линкольна Гил знакомится с Бобом Тиле и решает покорить шоу-бизнес. Он читает отрывки из своей книги стихов «Small Talk at 125th & Lennox» в музыкальном сопровождении Боба Тиля и других джазовых музыкантов, в том числе басиста Рона Картера. Важнейшим треком была композиция «The Revolution Will Not Be Televised», в которой молодой музыкант поднимает проблемы ужасных условий жизни в городах, социального неравенства и несправедливости по отношению к чёрнокожему населению. Его вторая пластинка «Pieces of a Man» вышла в 1971 году. Изюминкой альбома был трек «Lady Day and John Coltrane», в котором манера исполнения музыканта больше походила на традиционную.
После этого Скотт-Херон записывает «Winter in America» для лейбла «Strata-East Records». Позже он начинает сотрудничать с «Arista Records». Его треки занимали 29-е место в чартах R&B в 1975 году. Успех его первых двух альбомов, выпущенных для «Arista Records» был также заслугой Брайана Джексона, соавтора обеих пластинок и талантливого музыканта. Однако Джексон покидает лейбл в 1978 году и оставляет Скотта-Херона в умелых руках продюсера Малкольма Сесила. С ним Гил записывает сингл «The Bottle», который достигает невероятной популярности, заняв 15-е место в чартах R&B.
В 80-е годы Скотт-Херон начинает поднимать острые политические проблемы в своём творчестве. Его последующие синглы, в том числе хиты R&B «B Movie» и «Re-Ron», были направлены против консервативной политики президента Рональда Рейгана и критиковали кампанию по его переизбранию.
Однако в 1985 году Скотта-Херона увольняют из «Arista Records», и он прекращает записи треков, хотя и продолжает давать концерты. В этом же году он участвует в записи сингла «Let Me See Your I.D.», в котором прозвучит его знаменитая фраза:
«Когда я впервые услышал, что на Ближнем Востоке возникли проблемы, я подумал, что они говорят о Питтсбурге (город в США)».
Певец сравнивает политику правительств США с расовыми отношениями в Южной Африке, поднимает проблему дискриминации по цвету кожи. В 1993 году он выпускает альбом «Spirits», первый трек которого содержит критику рэп-исполнителей того времени. Скотт-Херон известен как «крёстный отец рэпа» и считается одним из основателей этого жанра.

Тюрьма, наркотики и последние альбомы
В 2001 году Скотт-Херон был заключён в тюрьму за хранение запрещённых веществ. Он вышел спустя год, и в 2003-м канал «BBC» начал съёмки документального фильма о музыканте. Однако у Гила снова нашли те же самые вещества, и он опять оказался на шесть месяцев в тюрьме.
5 июля 2006 года Скотт-Херон был приговорён к четырём годам тюрьмы штата Нью-Йорк и направлен в реабилитационный центр для зависимых людей. Гилу удалось покинуть его лишь спустя пару месяцев. Приговорённый к заключению до 2009 года, Скотт-Херон был условно-досрочно освобождён в мае 2007-го.
После освобождения артист выступал в ресторанах и ночных клубах Нью-Йорка, работал над новыми альбомами и возобновил написание книги «Последний выходной». В 2007 году он подписал контракт с лейблом «XL Recordings».
Гил сотрудничал с компанией до начала 2011 года, когда был выпущен нашумевший альбом «I’m New Here» и его ремикс «We`re New Here». В том же году Скотт-Херон скончался в нью-йоркской больнице, сразу после возвращения с концерта в Европе. На тот момент ему было 62 года.

Творчество Скотта-Херона оказало колоссальное влияние на писателей и музыкантов, начиная с инди-рокеров и заканчивая рэперами. Его работы зародили новые музыкальные жанры, такие как хип-хоп и неосоул. Треки Скотта-Херона и сегодня остаются популярными и вдохновляют многих людей начать музыкальную карьеру.