Top.Mail.Ru

Post date:

Category:

Фестиваль «Весенние ритмы. Тбилиси-80»! Как это было…

Своей реализацией фестиваль обязан трём друзьям: Артемию Троицкому — музыкальному критику, музыканту Александру Липницкому и работнику филармонического зала — Гайозу Канделаки. Идея организовать широкомасштабный рок-фестиваль посетила приятелей осенним вечером 1979 года, в одном из московских ресторанов.

Фестиваль «Весенние ритмы. Тбилиси-80»! Как это было...
11 мая в 1964 году открылся магазин МЕЛОДИЯ на Калининском проспекте

«Весенние ритмы» — первый фестиваль русского рока, запечатлённый в музыкальной истории 1980 годом. Проведён он был в национальном филармоническом зале Тбилиси, города, входившего на то время в состав СССР. Этому событию можно присвоить титул «легендарного», ибо именно оно существенно повлияло на развитие андеграундного тогда рок-движения. В дальнейшем фестиваль сформировал судьбу не одного десятка музыкантов и групп. Самое интересное: он стал первым рок-мероприятием в Советском Союзе, звучание которому подарила двадцатка известных сегодня музыкальных коллективов.

Фестиваль «Весенние ритмы. Тбилиси-80»!

Фестиваль «Весенние ритмы. Тбилиси-80»! Как это было...
Цитата газеты The Baltimore Sun, 1980года

Своей реализацией фестиваль обязан трём друзьям: Артемию Троицкому — музыкальному критику, музыканту Александру Липницкому и работнику филармонического зала — Гайозу Канделаки. Идея организовать широкомасштабный рок-фестиваль посетила приятелей осенним вечером 1979 года, в одном из московских ресторанов.

Как они реализовали немыслимую в советские времена задумку — до сих пор остаётся загадкой. Мистическим образом им удалось уломать партийцев и управленцев на согласие о проведении полномасштабного фестиваля «подпольного» на то время рок-н-ролла.

Прошло много лет, но некоторые до сих пор убеждены: Грузия позволила себе подобную фамильярность, ибо всегда мыслила более раскованно, нежели прочие республики СССР.

У самих рокеров подобное послабление вызвало массу предубеждений. Многими оно было воспринято как хитрый ход властей, при помощи которого последние смогли бы «обнажить» и поставить на негласный учёт всех вольнодумствующих.

Фестиваль «Весенние ритмы. Тбилиси-80»! Как это было...
ВИА «Гунеш»

Так или иначе, организация фестиваля прошла «как по маслу». Троицкий возложил на свои плечи поиск рок-музыкантов для участия, а Липницкий занимался рекламой. Благодаря связям, ему удалось привлечь внимание широкой публики через советскую прессу.

Что касается Канделаки, то, как музыкант, он обладал нужными зацепками для фееричного шоу. Помимо него, вклад в мероприятие со стороны Грузии был внесён товарищами из Союза композиторов. Стоит отметить активное участие Гия Канчели, члена тбилисской филармонии и ЦК комсомола.

Рок-фестиваль стал ценным подарком судьбы для советских коллективов, играющих в этом жанре. В те времена полномасштабные концерты были для страны диковинкой. Все группы были оторваны от зрителей и слушателей, изредка играя в местных Домах культуры и на квартирах. О гастролях в другие города музыкантам приходилось только мечтать. Возможность выступить в большом тбилисском филармоническом зале перед бесчисленной публикой была воспринята начинающими рок-звёздами Советского Союза с энтузиазмом. При этом ребят не тревожили мысли о соперничестве. Фестиваль означал для них нечто большее, нежели музыкальное соревнование. Он стал счастливым билетом, позволяя проявить своё рок-мастерство перед зрителями. У них наконец-то появился шанс громко заявить о себе в СССР!

Андрей Макаревич (Машина Времени) о фестивале «Тбилиси-80. Весенние ритмы»:

«Это был первый на нашей практике фестиваль такого крупного масштаба. Длился он не 2 или 3, а целых 8 дней! Групп выступало много, около двух десятков. Слово «рок» было запрещено, поэтому в названии его заменили словом «молодёжный» — «фестиваль молодёжной музыки». Но было очевидно, что это просто ширма. На самом деле все понимали, что это чистый рок-н-ролл».

У организаторов была чёткая цель: открыть новые самобытные музыкальные таланты в Советском Союзе. И вердикт жюри существенно повлиял на дальнейшую судьбу участников.

Выступление группы «Автограф» стало третьим для коллектива, позволив засветиться на широкой публике. После этого рок-проект получил признание и популярность всесоюзного масштаба. Ребята удостоились второго места и особой награды за выдержанную в идеологических рамках песню «Ирландия. Ольстер». Свою руку к авторству признанного шедевра приложила знаменитая поэтесса Маргарита Пушкина. Фестиваль раскрыл перед рок-командой двери к успеху и признанию. Сотрудничество с крупными компаниями «Мелодия» и «Росконцерт» прославило никому не известную тогда группу.

Фестиваль «Весенние ритмы. Тбилиси-80»! Как это было...
Группа «Автограф» получает премию

Но мероприятие оставило в судьбе участников не только хороший след… Как и на любой сцене, где много рок-н-ролла, в зале филармонии не обошлось без происшествий.

Фестиваль «Весенние ритмы. Тбилиси-80»! Как это было...
Группа «Аквариум»

Эксцентричностью отличилась группа «Аквариум», а в особенности, её гитарист — Борис Гребенщиков. История выступления коллектива получилась весьма забавной, и, по мнению членов жюри, — крайне непристойной. Команда выбрала для исполнения довольно жёсткую (с точки зрения жюри, комсомола, партии и правительства) программу, наполненную идеологически неправильными песнями. Последней каплей стало поведение участников во время выступления…

Этот скандальный инцидент не смог остаться не занесённым в историю русского рока. Вот, что смог о нём поведать Артемий Троицкий в «BACK IN THE USSR»:

«В сравнении с относительной благопристойностью остальных участников, ну, или хотя бы с их стремлением к таковой — «Аквариум» были подлинной бунтовской бандой. Борис нашёл новое применение микрофонной стойки в качестве медиатора для игры на гитаре, а после — лёг на сцену, крепко уцепившись в свой Telecaster, продолжая брякать стойкой по струнам. Все члены жюри показательно встали и покинули зал, будто бы говоря своим видом: «Мы отказываемся от какой-либо ответственности за выступление этих бунтарей». А группа тем времен вошла в полный экстаз. Сева подбежал к лежащему лидеру и, водворив на него виолончель, начал перепиливать устройство смычком. Фаготист не отставал от приятелей, зловеще бегая вокруг этой «картины», имитируя расстрел безобразия… Реакция зала была неоднозначной: одна половина одарила музыкантов неистовыми аплодисментами, вторая — наградила группу возмущёнными свистами».

После всего увиденного и услышанного (возможно, не до конца расслышанного) — группу обвинили во всех смертных грехах: пропагандирование гомосексуализма, провокационное поведение и Бог знает что ещё. Как несложно догадаться, коллектив был дисквалифицирован.

Эксцесс сказался и на личной судьбе Бориса Гребенщикова. Вернувшись домой в Ленинград, он узнал аж две «потрясающие» новости: парня исключили из комсомола и уволили из НИИ социологии, где он занимал должность младшего научного сотрудника.

Фестиваль «Весенние ритмы. Тбилиси-80»! Как это было...
Макаревич получает награду…

На репутации «Машины Времени» фестиваль также оставил не лучший отпечаток. На группу был наложен запрет — ребятам нельзя было выступать в столице России целых 6 лет! И это с учётом того, что коллектив занял первое место среди остальных рок-команд.

Победители тбилисского рок-фестиваля «Весенние ритмы»:

Первое место — Машина времени с песнями «Хрустальный Город» и «Снег» (автор — Андрей Макаревич) и Магнетик Бэнд с синглами «Леди Блюз» и «Трубадур на магистрали» (слова — Гуннар Грапс).

Второе место — Автограф с синглом «Ирландия. Ольстер» (написанным в соавторстве Александра Ситковецкого с Маргаритой Пушкиной) и Гюнеш, исполнившие народную песню Туркмении «Река Туни».

Третье место — Интеграл, Лабиринт и Тип-Топ.

Фестиваль «Весенние ритмы. Тбилиси-80»! Как это было...
Весенние ритмы, Тбилиси-80

По завершении мероприятия компания «Мелодия» выпустила двойной сборник с одноимённым названием. Туда были включены лучшие, по мнению коллегии, песни, исполненные за 8 дней на сцене. На фестивале присутствовали и иностранные журналисты. По собранным ими материалам финский режиссёр Риа Кархела снял документальную картину.

Castor N’ Pollux – 40 Days

Castor N’ Pollux – 40 Days Новая песня «40 Days» исполнителя Castor N’ Pollux с его одноименного альбома «40 Days». Трек мгновенно стал хитом в...

Tash Sultana – Pretty Lady (2020)

Tash Sultana – Pretty Lady (2020) Мелбурнская певица и автор песен Таш Султана (Tash Sultana) выпустила новый сингл «Pretty Lady» 9 апреля. Трек дебютировал в...

Dua Lipa – Good In Bed (2020)

Dua Lipa – Good In Bed Новая песня Dua Lipa (Дуа Липы) – Good In Bed со второго стадийного альбома певицы «Future Nostalgia», который вышел...

Похожие статьи

Castor N’ Pollux – 40 Days

Castor N’ Pollux – 40 Days Новая песня «40 Days» исполнителя Castor N’ Pollux с его одноименного альбома «40 Days». Трек мгновенно стал хитом в...

Tash Sultana – Pretty Lady (2020)

Tash Sultana – Pretty Lady (2020) Мелбурнская певица и автор песен Таш Султана (Tash Sultana) выпустила новый сингл «Pretty Lady» 9 апреля. Трек дебютировал в...

Dua Lipa – Good In Bed (2020)

Dua Lipa – Good In Bed Новая песня Dua Lipa (Дуа Липы) – Good In Bed со второго стадийного альбома певицы «Future Nostalgia», который вышел...

Dua Lipa – Stay at Home (Break My Heart: At Home Edition)

Dua Lipa – Stay at Home (Break My Heart: At Home Edition) Песня Dua Lipa (Дуа Липы) «Break My Heart» была исполнена певицей как послание...

Lil Keed – Snake

Lil Keed – Snake Песня «Snake» исполнителя Lil Keed была выпущена 14 июня 2019 года. Композиция вышла на альбоме 2019 года «Long Live Mexico» (№9)....

Lil Keed – Nameless

Lil Keed – Nameless Песня «Nameless» – это ведущий сингл с третьего микстейпа Лил Кида, первого, сделанного после присоединения к Young Stoner Life Records. Nameless...

Саундтреки и песни из Антебеллум (OST Antebellum, 2020)

Саундтреки и песни из Антебеллум (OST Antebellum, 2020) Antebellum - это американский фильм ужасов, написанный и срежиссерованный Джерардом Бушем и Кристофером Ренцем. Продюсером фильма является...

Grimes — You’ll Miss Me When I’m Not Around

Grimes – You'll Miss Me When I'm Not Around Grimes выпустила песню «You'll Miss Me When I'm Not Around» («Ты будешь скучать по мне, когда...

Megan Thee Stallion – Savage (2020)

Megan Thee Stallion – Savage Песня «Savage» исполнительницы Megan Thee Stallion вышла в начале апреля 2020 года и сразу стала хитом TikTok и Youtube. Savage...