Дата публикации:

Категория:

Дельфин – КРАЙ (2019). Обзор альбома

«А мы хотим лишь тепла, А мы хотим только света, Ведь мы – чтобы наши тела Сквозь льды выросли в лето!» («Лето»).

Дельфин на краю: Последний альбом как монумент протестному движению

(Автор статьи – Кирил Кунгурцев)

Дельфин – один из основоположников российской инди-сцены. Он был и остаётся одним из немногочисленных экспериментаторов, отдающих предпочтение пробам нового звучания, оригинальной подачи материала, неожиданной идейной подоплёки – вместо слепого подражательства, коим погрешали в своё время русские рокеры, а сейчас свально грешат рэперские «фрешмены». Даже хип-хоп, от звания родоначальника которого Dolphin уверенно отказывается, в своё время был избран его «Мальчишником» как новаторская форма самовыражения, как протест не только против примитивной и чудовищной поп-культуры 1990-х, но и против пафосного рок-движения, претендовавшего на апостольскую миссию в новой России.

«Дельфин»
«Дельфин»

Когда и хип-хоп стал интегрироваться в масскульт, Дельфин распустил более не провокативный «Мальчишник» и стал пробовать новое звучание, новые образы, новые текстовые сплетения – его экспериментальные проекты «Дубовый Гаайъ» и «Мишины Дельфины» уверенно шагнули в сторону только зачавшегося на Западе альтернативного рока, рэпкора и ню-метала, но и на этом уровне музыкант надолго не задержался.

После нонконформистского дебюта «Не в фокусе» (1997) он выпустил альбом, до сих пор поражающий своей свежестью, мощью подачи, искренностью и одухотворённостью – «Глубину резкости» (1999), существенно повлиявшую на рок- и хип-хоп-культуру России. Звучание было новаторским, замешанным на бигбитовских сэмплах (в духе DJ Shadow), сдобренных вызывающим гитарным натиском à la «Nirvana», «Sonic Youth», «Pearl Jam», хотя упрекнуть в подражательности перо не повернётся – настолько самобытным и цельным было звучание «Глубины».

Развивая свой эклектичный стиль, Дельфин продолжил движение в музыкальных водах и в 2000-2010, то уходя в безвестность элитарного андеграунда, то внезапно выныривая на поверхность чартов. Пиком этого периода можно считать прошлогодний шедевр Дельфина «442», огласивший актуальные политические темы своим гремящерваным гитарным саундом и почти полностью отойдя от любых ассоциаций с русским хип-хопом. Видимо, намеренно – в виду его принципиальной аполитичности, которая неоднократно отмечалась протестными представителями музыкального истеблишмента России, к которым Дельфин примкнул (хотя и не декларативно). Альбом «442» был обласкан именитыми критиками (например, Артемием Троицким) по причине своей смысловой и эмоциональной актуальности – в нём нашли отражения протестные отражения прошлого года, ещё только начавшие выкристаллизоваться в тезисы и лозунги.

Все любители Дельфина ждали нового альбома в предвкушении явления нового «учителя жизни», какими когда-то были Шевчук или Кинчев. А изощрённые меломаны бодрились интригующим предвкушением: чем ещё Дельфин сможет удивить, если он уже на вершине чартов, во всеобилии лайков и просмотров? Не будет ли новый альбом откатом в тривиальность протестного позёрства, обеспечивающего в наше время нехилые гонорары сомнительным звёздам типа «Pussy Riot» или «Little Big»? Не утратит ли Дельфин шарм отстраненного мыслителя и проницательного поэта?

Альбом «КРАЙ» удивил всех – и циничных критиков, и преданных почитателей.

Начнём с музыкальной стороны, которая для Дельфина всегда была столь же значимой, как и текстовая. К удивлению,
альбом начисто лишён всякой «модности»: ни хрюкающих басов дабстепа, ни щёлкания винтажных драм-машин (которым Ghostemane инфицировал абсолютно все новые релизы, имеющие хоть какое-то отношение к хип-хопу). Ничего этого – с точностью до наоборот. Альбом нарочито копирует устаревший мрачный синтипоп образца «Песен веры и преданности» от «Depeche Mode» (1993), причём почти до уровня плагиата! Избранный саунд настолько не вяжется ни со временем, ни с ожиданиями, что заставил более внимательно обратить внимание на тексты – не только в рафинированно-интеллектуальном их измерении, но и в эмоционально-мотивационном. И вот тут-то и открылись подлинные намерения столь эпатирующего ретро-захода музыканта. Синтетическое звучание «распластанных» гитар и «пластикового» баса, нанизанное на краут-роковский пульс безыскусных драм-машин – не вызов моде и не демонстрация вкусовых пристрастий исполнителя. Это изящный аккомпанемент тому, что Дельфин хочет сказать, и тому, почему он говорить не хочет. Он не верит в слова – оруэлловским презрением к политизированной текстовости пронизано официальное

YouTube-представление альбома (а самая мрачная песня имеет наименование «1984»).

«В яблоках наших глаз
Черви специальных служб
Следят за каждым из нас.
Гнилью собственных нужд,
Пропагандой искрясь слюной,
Выворачиваясь наизнанку,
Прячут ложь одну за одной
В черепов консервные банки» («1984»).

«Правда», «факты», «смыслы» – всё является объектами манипуляций со стороны СМИ, как официальных, так и стремящихся перехватить пальму первенства на волне московских протестов лета-2019. Истина – сама Жизнь, которую экзистенциально выразить Дельфин тщится ещё со своих первых альбомов.

«Прячет бриллианты луна
В печалях своей пыли
На той стороне, что вечно темна –
Слезы любви.
Сверкнувшая в небе звезда,
Солнце чьей-то зари,
Мы друг для друга с тобой навсегда
В бессмертии нашей любви» («J2000.0»).

И эта необъяснимая, невыразимая Жизнь не имеет условий осуществления в нынешних социальных условиях. Всё, чем движим современный россиянин – от неразборчивого соглашательства до необъяснимого протеста, – является продуктом манипуляций, превращающих потребителя информации в киборга-функционера. Вряд ли кто-то смог осмыслить нынешнее российское протестное движение глубже и сострадательнее, чем Дельфин. Он не уповает на него, как БГ или Шевчук, не злорадствует, как Макаревич, не самоустраняется, как Чистяков. Он признаёт это «протестантство» триумфальным завершением двадцатилетнего подавления человеческого в человеке, «лебединой песней» последних движений в направлении к Праву и Свободе, пустыми образами которых нас пичкали в 1990-е, а в наше время отказались и вообще признавать за ними какой-то иной смысл, кроме пропагандистского…

«На лафете плывущий труп,
За ним танцующие юнцы,
Сквозь щель облизанных губ
Слышно мозгов бубенцы.
Рыдающая страна
Тонет в зеленых соплях,
Надежда коснулась дна –
Дна в раскалённых углях» («Лето»)

Всё, что происходит в сознании идейно не оформленной «недовольной» молодёжи – апофеоз безысходности, выход из которого – по-ницшеански красочная смерть, превращающая в эфирного героя за миг до полного забвения.

«И кто-то, выпрямившись во весь рост,
Поднимет к солнцу победы беспалые руки.
Пуля, пьющий из красной реки чёрный дрозд
Прервёт сердца стуки.
И падая на Москвы заплёванный тротуар,
Или затоптанный китайцами Невский,
Лицо на мёртвый сменится аватар
Победителя битвы проигранной,
Но – королевской!» («Joy Stick»)

Потому Дельфин и сделал ставку на звукоряд, изобретённый главными проповедниками безысходности, пророками бессмысленности – группой «Depeche Mode». Нет лучшей иллюстрации тому, что происходит: бездарная жизнь, порождающая безрезультатный протест, ведущий к бесславному исчезновению и забвению. Исчезает самое главное – нутряное, искреннее желание, возможность и умение Любить, к которому Дельфин сводит всю сущность человека.

Более того, Дельфин опирается не на звук зрелых «Depeche Mode», сегодня вновь ставших идолами демонстративно унылых хипстеров. Дельфин апеллирует к самому тёмному звучанию самого мрачного периода – нача́ла 1990-х, когда всем нам, не взирая на ужас повседневности, мнились вдали прекрасные очертания Русской Европии с рыночной экономикой, правовой государственностью и гражданским обществом… Тогда ничего не вышло – не выйдет и сейчас. Пластиковая синтетичность оцифрованных гитар – как канализированные намерения современного раба соцсетей; неглубокий бит электроперкуссии – как поверхностность чувств и рефлексии; фоновое звучание ретросинтезатора, приправленное осторожными оркестровками, – как подлинно экклезиастовский фатализм: «Нет ничего нового под солнцем, ибо всё, что происходит, уже имело свершение в веках…».

«Черным по белым мозгам
Нацарапал слова ножами распятий.
Смотри, как покатится по мостовой голова
С воплем проклятий.
Комом вранья к грязным от крови ногам
Тех, кто кричали:
«Этот мир принадлежит вам» –
Мир печали…» («МСКВ»).

Конечно, это очень условное, субъективное отражение моего восприятия последнего альбома Дельфина (поиграем со смыслом слова «край») – нельзя так препарировать музыкально-текстовое произведение, тем паче настолько цельное, звучащее, как единая песня. Дельфин диагностирует социальную атмосферу на том языке, который не приемлет вариативности и критиканства, – на песенном. Музыка отражает не взгляды и мысли, а ощущения и чувства. А о чувствах не спорят – потому текст, облечённый музыкой, не дозволяет никакого «критического разбора». Слово без музыки, без эмоции, без чувства – ложь, как и всякая «изречённая мысль» (тут Дельфин показывает себя настоящим русским поэтом и философом). И утвердившийся навык современного среднего россиянина – бесчувственно плодить гигабайты словес (неважно, какого политического окраса), – есть тревожный признак духовного окоченения… Дельфин схватывает сам дух нашего времени и ставит музыкальный памятник его деятелям, их желаниям и амбициям. И памятник этот, по его ощущению, – надгробный.

«А мы хотим лишь тепла,
А мы хотим только света,
Ведь мы – чтобы наши тела
Сквозь льды выросли в лето!» («Лето»).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

1 × один =

Six Days (OST «Tokyo Drift») – DJ Shadow, Mos Def, Colonel Bagshot, Dennis Olivieri – Всё о песне…

История песни «Six Days» (1970, 1971, 2002, 2006) «Six Days» – известная песня 2002-2006 года, которая стала известной благодаря фильму «Тройной Форсаж: Токийский дрифт». Изначально,...

Bitter Sweet Symphony (1997) – Verve – Всё о песне…

Самая скандальная песня группы Verve и история её создания... «Bitter Sweet Symphony» — хит группы Verve, выпущенный главным синглом с альбома Urban Hymns (1997). В...

A Simple Act Of Faith (2015) – Cymande – Всё об альбоме…

Джон Шредер, Алан Флоренс и Иси Кларк: Запись простого акта веры... Когда культовая фанк-группа Cymande вернулась в студию с целью записать A Simple Act Of...

Похожие статьи

Клео Пантер (Cleo Panther) – Всё о певице (экс-вокалистка Parov Stelar)

Полная биография исполнительницы Cleo Panther (Клео Пантер) Клео Пантер — небезызвестная исполнительница и автор песен, а также танцовщица австрийского происхождения. Популярность обрушилась на Клео в...

Марк Бернес (Marc Bernes) – Всё о музыканте…

История Марка Бернеса – великого советского артиста... Марк Бернес известен как выдающийся актёр, а также как легенда эстрадной сцены СССР! Лауреат Сталинской премии первой степени,...

Hasta La Vista (2020) – Kristina Si – Всё о песне…

Kristina Si – Hasta La Vista (2020) Hasta La Vista (2020) – песня российской певицы и рэп-исполнителя Kristina Si, которую она выпустила в конце сентября...

Super Freak (1981) – Rick James (Рик Джеймс) – Всё о песне…

Rick James (Рик Джеймс) – Super Freak (1981) Композиция «Super Freak» («Супер-фрик») была написана в 1981 году американским музыкантом и продюсером Риком Джеймсом (Rick James)...

Paper Planes (2007) – M.I.A. – Всё о песне…

История композиции «Paper Planes» (2007) певицы M.I.A. «Paper Planes» («Бумажные Самолетики») – легендарная поп-песня 2007-2008 года исполнительницы M.I.A., которую она написала и исполнила вместе с...

Психоделический мир Кевина Паркера

Кевин Паркер: Психоделические шедевры австралийского продюсера... Кевин Паркер — австралийский автор, исполнитель и продюсер. В широких музыкальных кругах он известен благодаря проекту Tame Impala, в...

Desireless (Клоди Фритш-Мантро) – Всё о певице и исполнительнице песни «Voyage Voyage»

Биография исполнительницы культового хита Voyage Voyage! Всё о Desireless... Клоди Фритш-Мантро (более известная под псевдонимом Desireless) — французская певица, которая в своё время имела колоссальный...

Лучший женский голос. Топ-20 зарубежных певиц

Подборка великолепных исполнительниц с самым сильным вокалом за всю историю (зарубежные)... Сегодня мы предлагаем вашему вниманию интересную подборку, а именно: «Топ-20 зарубежных певиц с лучшим...

Shaman Ti («Шаман Ти») – Всё о музыканте: биография и творчество

История Shaman Ti («Шаман Ти») Shaman Ti («Шаман» – человек, который общается с духами и лечит болезни, «Ti» - первые буквы прозвища артиста ), настоящее...