Дата публикации:

Категория:

Фестиваль Live Aid 1985 («Лайв Эйд 1985»): как это было?

О самом крутом благотворительном музыкальном рок-фестивале всех времен!

Музыкальный фестиваль Live Aid 1985: как это было?

Свыше 70-ти прославленных групп и исполнителей, около двух миллиардов зрителей, включая её величество принцессу Диану и его высочество принца Чарльза, более двухсот хитов, ставших олицетворением целой эпохи… И всё это благодаря Бобу Гелдофу, который выступил организатором культового музыкального фестиваля — Live Aid 1985. Как это было? Предлагаем окунуться в историю вместе!

Live Aid 1985: В чём его ценность для истории музыки?

Грандиозный, иначе его никак не назовёшь, благотворительный музыкальный фестиваль Live Aid состоялся 13 июля 1985 года. Идея организовать широкомасштабное мероприятие пришла в голову Бобу Гелдофу — известному ирландскому рок-музыканту, а сегодня — общественному деятелю. Концертом с участием популярнейших звёзд мировой рок-сцены, который длился целых шестнадцать (!!!) часов, Гелдоф хотел привлечь максимальное внимание аудитории к теме голода и пожертвовать собранные средства голодающим Эфиопии. Даже само название фестиваля указывает на цель: «Live Aid» переводится как «Живая Помощь».

Live Aid по праву считается величайшим событием за всю историю мировой музыки! Конечно, был Вудсток, но по размаху он и близко не стоял. Только вдумайтесь: специально по этому случаю была организована одна из самых масштабных спутниковых трансляций за всю историю телевещания — порядка двух миллиардов зрителей из более чем 150-ти стран мира наблюдали за происходящим на стадионах в прямом эфире! Происходило это историческое действо в двух городах одновременно: Лондоне, на стадионе Уэмбли, где собралось около 82000 гостей, и в Филадельфии, на стадионе Джона Кеннеди, куда пришло порядка 99000 зрителей. Ни до, ни после больше не проводилось столь грандиозных музыкальных фестивалей! Для того, чтобы поучаствовать в этом мероприятии, съехались самые популярные исполнители 80-х годов. Среди порядка 70-ти участников были такие музыкальные гении, как Элтон Джон и Пол Маккартни, Queen и Дэвид Боуи, Стинг и Брайан Адамс, а также Фил Коллинз, группа самого Боба Гелдофа Boomtown Rats и многие-многие другие…

Организатор фестиваля – Боб Гелдоф. Фото: Стив Раппорт
Организатор фестиваля – Боб Гелдоф. Фото: Стив Раппорт

Что вдохновило Гелдофа на организацию Live Aid

Идея организовать грандиозное благотворительное мероприятие пришла к Бобу Гелдофу во время пребывания в Судане. Там музыканта поразило, что, из-за портового транспортного картеля, были постоянные задержки продовольственных продуктов, и местным жителям приходилось голодать… Во что бы то ни стало Гелдоф решил бороться с этой проблемой. По возвращении в Англию он начал активно готовиться к фестивалю. На средства, вырученные с продажи билетов, планировалось купить много грузовиков, которые доставляли бы еду и прочие продовольственные продукты в Судан своевременно. Чтобы собрать столько денег, Боб решил привлечь к фестивалю самых популярных исполнителей и широко известные бэнды. По его замыслу, все они должны были выступать на двух континентах одновременно. Так, в качестве площадки были выбраны лондонский стадион Уэмбли и стадион Джона Кеннеди в штате Филадельфия. Гелдоф задумал очень интересную концепцию трансляции: выступления должны были переключаться со стадиона на стадион, что позволяло бы телезрителям наблюдать большой концерт целостно.

Вместе со своими единомышленниками — Миджем Юром и Харви Голдсмитом — Гелдоф пошёл на всевозможные хитрости, чтобы заполучить согласие артистов на участие в фестивале. К примеру, Боб созвонился с Элтоном Джоном и сказал, якобы, Queen и Дэвид Боуи согласились участвовать в концерте, хотя на самом деле никто из них ничего об этом даже не знал. А после этого Гелдоф позвонил Дэвиду Боуи и заверил его, что Элтон и Queen 100% будут участвовать. Всё это было полнейшим враньём, однако очень действенным. Позже BBC дали своё согласие на трансляцию концерта и ради 16-часового марафона отменили ранее запланированные телепередачи. Сам организатор музыкального мероприятия до последнего опасался, что никто из артистов так и не прибудет к назначенному времени, и ему вместе со своим бэндом Boomtown Rats придётся выступать все 16 часов! Понятное дело, такой концерт вряд ли собрал бы много средств, и идея, в итоге, оказалась бы провальной…

На стадионе Уэмбли собралось свыше 72000 человек
На стадионе Уэмбли собралось свыше 72000 человек

И вот наступил момент, которого все так долго ждали… 13 июля 1985 года, в 11:30 дня все приглашённые звёзды прибыли. Выстроившись в ряд, они общались, разогревались перед выступлением и просто рассматривали друг друга. Все ожидали своего часа Х.

Live Aid — как это было?!

Крутая сборная для обложки концерта
Крутая сборная для обложки концерта

Культовый благотворительный концерт начался на стадионе имени Джона Кеннеди, в Лондоне, ровно в полдень. Затем подключилась Филадельфия, где мероприятие стартовало в 13:51. Изначально фестиваль задумывался примерно на 16 часов, но по причине того, что многие исполнителя решили разбавить свои выступления импровизацией, его продолжительность оказалась гораздо больше. Так, на Уэмбли концерт закончился в десять вечера, а на стадионе Джона Кеннеди — только в четыре утра.

Лондон. Ровно в 12:00 пополудни известный радиоведущий Ричард Скиннер торжественно объявляет о начале концерта, стартом которого становится национальный гимн в исполнении королевских гвардейцев. Первыми, кто открыл фестиваль, становятся Status Quo со своей «Rockin’ All Over the World». Сразу же после завершения блестящего выступления, участники группы, не изменяя «рокерской традиции», «заправляются» горючим и остаются, чтобы насладиться музыкой и как следует повеселиться со всеми! Как в дальнейшем вспоминали зрители фестиваля и его участники, тот день был поистине волшебным! Никто из присутствующих никогда в жизни не испытывал настолько классных ощущений… Гости были не просто толпой, потратившей кучу денег ради того, чтобы посмотреть на своих кумиров. Они и сами были частью программы! Все пели, танцевали, на сцене была неистовая эйфория… В Лондоне стояла жара, и день выдался просто замечательным!

Следом за Status Quo на сцену поднимаются The Style Council, после которых толпу заводят Боб Гелдоф со своей Boomtown Rats. В одном из интервью музыкант вспоминал:

«Я сразу ощутил всю грандиозность происходящего, стоило нам только выйти на сцену. Шум огромной толпы, радостные лица людей, пришедших на концерт… Мы выступали с очень старой песней «I Don’t Like Mondays». В Англии все её прекрасно знали, поэтому гости в унисон пели вместе с нами. Там есть такая строчка, как: «…And the lesson today is how to die…» Так вот, именно в этот знаменательный день она обрела особое значение. Дойдя до неё, я поднял руку вверх и замер. Слова будто бы повисли в воздухе. Я походил на какого-то политика или повелителя, за которым всем хотелось следовать. Зрители просто начали сходить с ума! Шум вырос в разы, если не в десятки раз! В тот момент я удерживал полное спокойствие. Мне хотелось навсегда запомнить, прочувствовать это ощущение…».

После Говарда Джонса на сцену поднимаются Брайан Ферри и его команда Roxy Music. Но с самого начала выступления у ребят всё покатилось к чертям: барабанщик так сильно вошёл в ажиотаж, что умудрился порвать барабан во время первой же песни!

Примерно на втором или третьем треке из строя вышла гитара Дэвида Гилмора, а, что касается самого вокалиста, так это уже больше походит на ироническую шутку — микрофон Брайана резко перестал работать! Работник сцены принёс артисту другой, и Ферри выступал с двумя микрофонами одновременно, поскольку точно не был уверен, в какой именно нужно петь.

Следующими выступили Пол Янг и Элисон Мойет, а ровно в 17:00 Боб Гелдоф приветствует Филадельфию. Первым музыкантом, чьё выступление зрители увидели по обеим сторонам Атлантики, стал Брайан Адамс. Занятно, но исполнитель вышел на сцену до того, как его объявил Джек Николсон.

По американскому телемосту Николсон вещает, что на сцену Уэмбли поднимаются U2. Подобно урагану, первым выскакивает Боно, и гости наслаждаются «Sunday Bloody Sunday». Затем звучит композиция «Bad», во время которой внимание вокалиста приковывает девушка. Взбудораженная толпа просто придавила её к самой сцене. Боно попытался намекнуть охранникам, чтобы те смогли ей помочь, но они не поняли его намёков. Тогда певец самолично перепрыгивает ограждение и вытаскивает ошеломлённую бедолагу на сцену! Теперь она становится частью программы: они с Боно вместе танцуют, чем вызывают у зрителей неимоверный восторг! Видимо, этот приём очень понравился исполнителю, ибо на более поздних своих выступлениях он также выбирал девушек из толпы и устраивал с ними танцы!

Позже Брайан Мэй — гитарист Queen — вспоминал:

«На тот момент U2 нельзя было назвать известной группой, но, наблюдая за их выступлением, я понял, что у этих ребят большое будущее…».

В 17:40 стадион Джона Кеннеди в прямом смысле слова «взрывают» Beach Boys. Среди всех прозвучавших исполнителей группа оказалась первым ветераном 60-х—70-х годов. Следом за ними зрители Лондона наслаждаются творениями Dire Straits и Queen. Последняя команда просто разорвала сцену в клочья! Queen оказались самыми яркими звёздами на фестивале! Несравненный Фредди Меркьюри привёл толпу в настоящий экстаз, исполнив самые легендарные хиты группы. Артист даже сыграл на гитаре в одной из песен, что для него было большой редкостью. Это были действительно самые потрясающие 21 минута концерта…

Примерно в семь вечера Чеви Чейз представляет гостям Уэмбли совместное видео Дэвида Боуи и Мика Джаггера на песню «Dancing in the Streets». Первоначально музыканты планировали выступить вместе, однако неполадки с видеотрансляцией не позволили им осуществить задуманное… Так что, пришлось снимать клип на трек, который они собирались исполнить.

Блестящее выступление Фредди стало символом этого фестиваля
Блестящее выступление Фредди стало символом этого фестиваля

Кстати, говоря о Боуи, стоит заметить, что он также отличился от остальных исполнителей, наравне с Меркьюри. Музыкант был единственным трезвым из всех участников, и притом безупречно одетым. Не в обиду будет сказано поклонникам, но большинство исполнителей выглядели далеко не торжественно… Чего только стоит сам организатор фестиваля — Боб Гелдоф, который сидел рядом с королевской знатью… Закончив своё выступление, Боуи представил отснятый репортаж, демонстрирующий страшные кадры голода в Эфиопии.

Всё это сопровождалось проникновенной композицией The Cars «Drive». Во время показа Боуи даже расплакался и сказал, что отказывается от исполнения ещё одной своей песни ради того, чтобы показать это…

В итоге, шокирующий ролик стал ключевым моментом мероприятия. Именно после его показа зрители начали перечислять гораздо больше денежных средств, чем в любой из других моментов фестиваля.

Все поют «Do They Know It's Christmas?»
Все поют «Do They Know It’s Christmas?»

Позже Гелдоф сообщал, что наибольший денежный взнос поступил из Ирландии, хотя на тот момент там царил глубочайший экономический кризис. Самым большим разовым пожертвованием отличилась семья из Дубаи, перечислившая в фонд помощи миллион фунтов! В общей сложности, Live Aid собрал не менее 40-50 миллионов фунтов!

Примечательные моменты с Live Aid

Этот фестиваль можно назвать легендарным ещё и потому, что именно благодаря ему свершилось аж два знаменитых воссоединения! Впервые после кончины Джона Бонэма на одной сцене (уже в Америке) и в полном составе выступили оставшиеся экс-участники Led Zeppelin: Роберт Плант, Джимми Пейдж и Джон Пол Джонс. Компанию им составил Фил Коллинз. Кстати, последний умудрился побывать в этот день на двух концертах!

Led Zeppelin собрались ради благого дела на стадионе Джона Ф. Кеннеди в 1985. Но выступили плохо... Поэтому запретили издавать свое выступление на DVD и CD
Led Zeppelin собрались ради благого дела на стадионе Джона Ф. Кеннеди в 1985. Но выступили плохо… Поэтому запретили издавать свое выступление на DVD и CD

Сначала Коллинз выступил на Уэмбли вместе со Стингом, а после прилетел в Штаты на Конкорде (самом скоростном пассажирском самолёте в мире), чтобы составить компанию Эрику Клэптону и Led Zeppelin. Позднее певец делился:

Фил Коллинз
Фил Коллинз

«В тот день в Лондоне стояла дикая жара. Сцена была белая, однако это не спасало от палящего солнца. После выступления я около двух часов прождал вертолёта, чтобы добраться до аэропорта Хитроу, после чего вылетел в США. Едва сев в самолёт — я осознал, что буду единственным музыкантом, который побывает на двух сценах в этот день! Хотя другие участники тоже планировали так сделать… Так получилось, что со мной летела Шер. Она ничего не знала о фестивале, однако просто решила поддержать концерт и выступить со всеми исполнителями в финале…».

Выступление в Англии:

В Соединенных Штатах:

Когда Коллинз добрался до стадиона, то понял, что речь уже идёт не столько о совместном выступлении с Робертом Плантом, сколько о воссоединении коллектива Led Zeppelin! По правде говоря, второй барабанщик группы — Тони Томпсон — не очень-то обрадовался прилёту Коллинза, и, как только все музыканты оказались на сцене, стало понятно, что гладкого тандема не будет… Всю программу Томпсон играл что ни попадя, и после выступления музыканты разругались. Каждый обвинял друг друга в провальном выступлении, а Джимми Пейдж и вовсе запретил выпускать его на DVD. Честно говоря, их выступление действительно оказалось слабым, и это было видно невооружённым глазом. Складывается такое ощущение, что в тот день на полную выкладывались только Пейдж и Коллинз.

Здесь же, в Филадельфии, произошло ещё одно яркое воссоединение, что стало двойным подарком для многих поклонников! Ранее покинувший Black Sabbath Оззи Осборн вернулся в свою прежнюю рок-обитель! Группой были исполнены все их самые громкие шлягеры, включая «Ironman» и «Crazy train».

И ещё одним запоминающимся моментом стало выступление Мика Джаггера и Тины Тёрнер. В процессе исполнения зажигательной «It’s Only Rock and Roll», певица так увлеклась танцами, что отдавила своему прославленному партнёру ногу каблуком! И тут же произошёл легендарный инцидент со срыванием юбки. Как оказалось позднее, это была заранее запланированная сценка, навсегда запечатлившаяся на обложке издания Life!

Фредди Меркьюри и Элтон Джон – Дружба на век (Freddie Mercury and Elton John friendship)

Союз, заключённый на небесах: О преданной дружбе Фредди Меркьюри и Элтона Джона... И по сей день Фредди Меркьюри и Элтон Джон остаются двумя величайшими иконами...

Say So (2020) – Doja Cat – Всё о песне…

Say So: Вирусный хит исполнителя Doja Cat! «Say So» — песня американской певицы Doja Cat. Сингл стал пятым со второго студийного альбома Hot Pink (2019)....

Tame Impala — Why Won’t They Talk To Me? (2020)

Tame Impala – Why Won’t They Talk To Me? (2020) 23 октября 2020 года Кевин Паркер записал live версию композиции 2012 года «Why Won’t They...

Похожие статьи

Принцесса Диана и Фредди Меркьюри – Невероятная дружба и веселье…

История дружбы принцессы Дианы и Фредди Меркьюри: Ночной побег из дворца, веселье в Royal Vauxhall Tavern... Эта удивительная история случилась, когда оба наших героя, казалось,...

Великие концертные альбомы 1968–1972 годов, изменившие историю…

9 концертных альбомов 1968–1972 годов, которые изменили историю... Концертный альбом... Что это? В чём его уникальность, ценность? Почему живые записи 70-х — 80-х годов сегодня...

Kukushka (2020) – Youra & Nekiy Niko

Youra & Nekiy Niko: Клип на трек Kukushka (2020) Девятого октября 2020 года на YouTube-канале «Слушай сюда!» был опубликован клип «Kukushka». За несколько недель ролик...

Loverboy (1981) – Working for the Weekend – Всё о песне…

Working for the Weekend группы Loverboy: История одной песни... «Working for the Weekend» — композиция канадской рок-группы Loverboy, выпущенная в 1981 году в рамках второго...

Дария «Нуки» Ставрович – Всё о музыканте…

Биография Дарии Ставрович – вокалистки «Слот», участницы проекта «Голос»... Дария Ставрович — популярная российская певица, автор песен и композитор, более известная в жанре рок. Бешеная...

Великие концертные альбомы 1978–1985 годов, изменившие историю…

8 концертных альбомов 1978–1985 годов, которые изменили историю... Если рассвет 70-х ознаменовался началом популярности концертных альбомов благодаря таким рок-мэтрам, как Cream, The Who, Rolling Stones...

Хиты 1984 года

Подборка главных хитов 1984 года Восьмидесятые годы прошлого столетия ознаменовались рядом важных событий в массовой культуре... Прежде всего, это коснулось кинематографа: эпоху Нового Голливуда сместили...

Dreams (1977) – Fleetwood Mac («Флитфуд Мэк») – Всё о песне…

История песни «Dreams» (1977) группы Fleetwood Mac («Флитфуд Мэк» / «Флитфуд Мак») «Dreams» — песня американской рок-группы Fleetwood Mac. Впервые, эта трогательная композиция увидела свет...

Великие концертные альбомы 1973–1977 годов, изменившие историю…

7 концертных альбомов 1973–1977 годов, которые изменили историю... Сегодня мы сосредоточимся на периоде 1973–1977 годов. Данный период по праву можно назвать «золотым» в истории таких...