Всё о фестивале музыки в Монтерее: история, группы и значение
Содержание
В 60-х годах, когда люди ещё не до конца принимали изменения в мире и музыке, происходили важные культурные события, положившие начало популяризации рок-направлению и культовых для настоящего времени групп. Всем известен Вудсток с большим количеством популярнейших участников, давших музыкальному течению новое русло, но до этого эпохального события произошло ещё одно, не менее значимое для развития музыки.
Фестиваль в небольшом городе Монтерей в Калифорнии стал первым во всей истории событием, собравшим известных музыкантов и продвинувшим новичков. О том, как проходил праздник мира и музыки, какие команды и музыканты приняли в нём участие и какое влияние оказал фестиваль на историю музыки, пойдёт речь в статье.
Подготовка к шоу и несерьёзное отношение к рокерам

Предвестником фестиваля, прославляющего ценности контркультуры, стало мероприятие «Human Be-In», на котором пропагандировались принципы жизни хиппи-движения и который позднее повлиял не только на событие в Монтерее, но и на всё «Лето любви» 1967 года.
Главной идеей основателей фестиваля стал показ рок-музыки широкой аудитории и попытка возвести этот жанр на одну ступень с джазом, в то время завоевавшим колоссальную популярность и считавшимся достойной музыкой, чего нельзя было сказать о роке. Продюсер Лу Адлер, музыкант из The Mama’s & the Papa’s Джон Филлипс и публицист Дерек Тейлор воспользовались возможностью провести первый большой рок-фест в месте, известном по джазовым концертам и шоу.
Подготовка шла около шести недель, и в те годы не все могли поверить в успешное завершение фестиваля. Мишель Филлипс, вокалистка The Mama’s & the Papa’s, скептически смотрела на реализацию проекта, поскольку собрать вместе, доставить и разместить всех музыкантов, многие из которых – успешные и занятые исполнители, было проблематично. Однако её супруг и его коллеги решили взяться за дело, договорившись с властями об отсутствии запрещённых веществ, а с участниками – о продвижении. Несмотря на то, что попасть на фест можно было только по платным билетам, музыканты выступали без гонорара, а вырученные средства шли на благотворительность. Только ситаристу Рави Шанкару организаторы заплатили денег, поскольку его приезд был оговорен с первоначальными продюсерами шоу.
Наиболее яркие выступления

Несмотря на то, что некоторые коллективы, такие как The Mama’s & the Papa’s, The Byrds, Simon & Garfunkel и Jefferson Airplane были уже признанными звёздами рок- и фолк-музыки, фестиваль в Монтерее дал и новым для американской сцены группам обрести поклонников и войти в историю.
Второй день Монтерейского события ознаменовался большим дебютом группы Big Brother and the Holding Company, солисткой которой была талантливая певица Дженис Джоплин. Вокалистка стала настоящим прорывом для блюза, считавшегося музыкой чернокожих людей. Джоплин получила признание за свою чувствительность в музыке, а также за сырой, болезненный и жёсткий стиль исполнения, к которому невероятно сложно приблизиться даже некоторым профессиональным блюз-певицам. Критики позже называли Дженис «королевой фестиваля», а сама певица мгновенно стала популярна за пределами Bay Area Сан-Франциско.
К завершению дня зрители увидели на сцене Отиса Реддинга, ставшего иконой соула и ритм-энд-блюза. Музыкант сумел заворожить публику своим тембром голоса и неожиданным выступлением на сцене вместе с коллективом Booker T. & the M.G.’s. Своим появлением Реддинг был обязан Джерри Векслеру, промоутеру фестиваля, который настоял на продвижении его карьеры таким образом. Примечательно, что шоу в Монтерее стало последним из больших выступлений музыканта: через полгода он погиб в авиакатастрофе.
Одной из запоминающихся команд были британцы The Who. В Америке они быстро стали мейнстримом, и это не помешало им серьёзно шокировать публику. Для прославляющих мир и любовь хиппи разбитая в музыкальном порыве гитара Пита Таунсенда и опрокинутая установка Кита Муна не были привычными вещами и шли вразрез с созидательностью мировоззрения. Ошарашенными тогда были и другие музыканты, и сильнее всего переиграть такое яркое выступление желала группа Джими Хендрикса The Jimi Hendrix Experience.
https://youtu.be/WbjBsgFXToE
Гитарист решил поразить слушателей не только своим новаторским подходом к извлечению звука, но и своей подачей, которая в сочетании с неординарной внешностью фронтмена стала жемчужиной шоу. Продолжая традицию «взрывного» выступления The Who, музыкант задумал «зажечь» не только своих поклонников, но и инструмент. Хендрикс поджёг свою гитару прямо на сцене, чем вызвал большой ажиотаж и привлёк внимание прессы.
Достойным закрытием фестиваля вечером третьего дня стало выступление известной к тому моменту группы The Mama’s & the Papa’s. Их культовые «Monday, Monday» и «California Dreamin» прозвучали как логичный конец праздника рок-музыки, которая складывалась в самом начале её популярности. Кроме этого они исполнили сингл «San Francisco (Be Sure to Wear Flowers in Your Hair)» вместе со Скотом Маккензи.
Почему The Beatles, которых все ожидали увидеть, так и не появились?

Кроме состава продюсеров, над фестивалем трудились участники больших коллективов, такие, как Брайан Уилсон из The Beach Boys и Пол Маккартни из The Beatles. Они внесли особый вклад в проведение шоу в Монтерее, при этом не став одними из выступающих по разным причинам.
Самыми ожидаемыми командами были The Rolling Stones и The Beatles. Несмотря на большое желание слушателей увидеть именно их как первопроходцев британской рок-музыки, обе группы не смогли принять участие. The Stones имели проблемы с законом из-за употребления веществ, поэтому въезд в США для участников был ограничен, хотя гитарист Брайан Джонс всё же смог присутствовать на фесте, объявив группу Хендрикса. Ливерпульская четвёрка же с головой погрузилась в студийную работу и не смогла выделить время на выступление.
Значение

Шоу в Монтерее стало одним из самых крупных событий, идущих вразрез с устоявшейся культурой. Именно оно дало старт молодым музыкантам, сейчас имеющим статус мировых, а также привело к появлению подобных фестивалей мира и музыки, каким стал Вудсток через пару лет.
Документальный фильм, снятый режиссёром Донном Пеннебейкером, также вошёл в историю как прототип последующих кинолент о музыкантах и группах: «Woodstock» и «Gimme Shelter», в которых были намеренно использованы все приёмы из фильма «Monterey Pop». Спустя время фильм о Монтерейском фестивале был включён в реестр важных для культуры феноменов и созданий.

Большое значение фест имел и как основание для целого фестивального движения, отражающего истинный дух того времени. Несмотря на это, его популярность угасла с проникновением коммерции в рок-музыку. Сейчас невозможно представить, где могли бы произойти все важные для рок-музыки открытия, если бы фестиваль не был проведён, и именно поэтому так ценна эта веха в истории музыки, к которой обращаются современные музыканты за вдохновением.